Под натиском «Газпрома» правительство отказалось от намерений увеличить ставку НДПИ и экспортную пошлину на газ.
Монополист, в свою очередь, посулил Кабинету министров возместить федеральному бюджету выпадающие доходы за счет поступлений от увеличения поставок голубого топлива в дальнее зарубежье. Правда, не совсем ясно, откуда корпорация возьмет для этих целей газ, добыча которого в нынешнем году резко упала.
Тем не менее провалились планы Минфина России повысить ставку НДПИ на газ и получить за счет этого дополнительно в бюджет порядка 50 млрд руб., озвученные заместителем главы ведомства Сергеем Шаталовым месяц назад, как и предполагала «ЭЖ» (2009, № 23, с. 3).
Руководство «Газпрома» оперативно подготовило и представило в правительство расчеты, сколь губительно для страны в целом будет посягательство на деньги монополии. Взамен предложило даже подумать о повышении экспортной пошлины на газ. А для пущей убедительности топ-менеджмент «Газпрома», в частности, нарисовал в меморандуме, подготовленном к размещению евробондов компании, жуткую картину дальнейшего углубления кризиса в России, роста социальной напряженности и вспыхивания бунтов в стране, обидевшей свою главную компанию (см. «ЭЖ», 2009, № 29). Получалось, что в таких условиях требовать от одной из системообразующих компаний выплаты дополнительных налогов просто опасно.
Между тем дополнительные поступления от повышения ставки налога на добычу полезных ископаемых и газовой пошлины уже заложены в доходную часть проекта федерального бюджета на следующий год. Поэтому «Газпром» заверил руководство страны, что пополнит государственную казну за счет других источников. Корпорация обещает увеличить объемы поставок голубого топлива за рубеж прежде всего в Европу, а также пересмотреть цены внешнеторговых контрактов в сторону повышения.
По оценке независимых экспертов, оба варианта увеличения доходов бюджета вызывают сомнения. Расширить поставки газа на мировой рынок будет достаточно сложно изза падения уровня его добычи (более 20% по итогам января — июня 2009 г.). Цены же международного рынка от намерений топменеджмента «Газпрома» не зависят. Мало того, пока «Газпрому» приходится соглашаться платить дороже за туркменский газ, который, собственно, компания и экспортирует в Европу.