Президент Дмитрий Медведев на совещании с членами Совбеза поставил задачу догнать Запад по производству суперкомпьютеров.
По старой российской традиции тут подоспела и концепция: уже разрабатывается долгосрочная целевая программа «Информационное общество (2011—2018 гг.)», в которую будет включена новая президентская задача. Выяснилось, что на создание суперкомпьютеров из федерального бюджета выделятся 2,5 млрд руб. Конкретный получатель казенных денег пока не назван. Но этот вопрос, вероятно, скоро прояснится. Непонятно другое: зачем и кому нужны суперкомпьютеры?
Д. Медведев говорит, что сегодня бизнес-структуры и федеральные ведомства не проявляют заинтересованности в суперкомпьютерных технологиях. Игнорируют такие возможности даже в тех случаях, когда их применение может дать прорывной эффект.
Сразу же последовали комментарии от правительственных чиновников, причем договорились они до того, что пора подумать, как фискальными методами заставить коммерсантов пользоваться суперкомпьютерами, раз уж страна потратит на их создание миллиарды. Например, помощник президента
Аркадий Дворкович сказал: «Можно будет подумать об использовании налоговых стимулов для применения предпринимателями этих технологий».
Налоговые органы пока молчат, но не исключено, что скоро они выступят с инициативой ввести налог на тех, кто суперкомпьютерам предпочитает простые машины или просто карандаши и ватман.
Между прочим, примерно так же в СССР боролись за рождаемость — действовал налог на бездетность.
Задача, поставленная президентом, вполне выполнима. Ведь на самом деле суперкомпьютер — это просто очень мощный компьютер. Самый производительный российский суперкомпьютер — МВС-100К занимает в общемировом рейтинге суперкомпьютеров Top500 54-е место. В ближайшие месяцы планируется создать новую машину, которая будет примерно вдвое мощнее.
Опрошенные «ЭЖ» бизнесмены считают, что суперкомпьютеры могут оказаться кстати в условиях кризиса. Пока, правда, не для того, чтобы моделировать создание наноматериалов или проектировать новые самолеты. Но кризис сильно усложнил взаимодействие бизнеса и проверяющих структур, от санитаров и пожарников до полномочных представителей министерств и ведомств. Сложнее стало исчислять коррупционную составляющую в конечной цене продукции. Здесь суперкомпьютер мог бы оказать неоценимую помощь. «Если, конечно, будут приняты необходимые законодательные акты о сохранении тайны переписки бизнеса и суперкомпьютера», — уточняет один из руководителей строительной отрасли, пожелавший остаться неназванным.
В то же время эксперты отмечают, что или мы выполним задачу президента, или настолько отстанем от западных держав, что уже никогда не догоним их. В конечном счете это может привести к тому, что и про конкурентоспособность российских товаров придется забыть навсегда.