Отменяя лицензирование деятельности аудиторов, государство может повысить требования к их подготовке.
О предстоящей в этом году реформе российского аудита мы уже рассказывали в статье «Аудиторы будут работать без лицензии» («ЭЖ» № 1, январь 2006 г.). Так, до 1 июля 2006 года должны быть приняты поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», заменяющие лицензирование аудиторских фирм контролем со стороны саморегулируемых организаций аудиторов.
Отмена лицензирования, а также переход на МСФО потребуют от них новых знаний и навыков. По поводу того, какими должны быть новые требования к аттестации, в аудиторском сообществе уже разгорелись споры.
В декабре прошлого года на сайте Минфина была размещена «Белая книга» – проект по реформированию системы аттестации, разработанный на основе опыта европейских стран: Германии, Франции и Шотландии.
Авторы этого документа говорят о необходимости повысить требования к претендентам на аудиторский аттестат.
Первым делом – стажировка
Сторонники ужесточения квалификационных требований считают, что путь к получению аттестата должен начинаться с поступления на работу в аудиторскую фирму. При этом заключаться будет не обычный трудовой договор, а ученический контракт (ст. 198С208 Трудового кодекса РФ), в соответствии с которым фирма должна предоставить своему сотруднику условия для стажировки. Контракт регистрируется в саморегулируемой организации. На претендента заводится дневник стажировки, и к нему прикрепляется куратор или наставник.
Только через три года работы в специализированной фирме сотрудник сможет получить аттестат. Из этих трех лет сотрудник-ученик должен проработать в области аудита не менее 90 недель, в том числе в сфере обязательного аудита (где к специалистам предъявляются наиболее высокие требования) – не менее 45 недель.
Для сравнения: сейчас любой юрист или экономист, проработавший по специальности (не обязательно в сфере аудита) три года, может претендовать на получение аттестата.
Таким образом, должно быть обеспечено получение претендентом опыта практической работы. А вызубрить теорию он сможет, занимаясь в учебном центре или самостоятельно.
На экзамен – каждый год
Планируется, что и процедура сдачи экзаменов будет существенно отличаться от существующей в настоящее время. И дело не только в том, что количество предметов, по которым необходимо сдать экзамены, согласно проекту увеличивается с пяти до тринадцати.
Аттестат предлагается выдавать единый, не разделяя аудиторскую деятельность на аудит общий, банковский, а также аудит бирж, страховщиков, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, как это происходит в настоящее время.
Испытания будут разбиты на три этапа, к которым претендент допускается соответственно через один, два и три года после подписания ученического контракта (третий этап нужно пройти не позднее чем через восемь лет после подписания).
Успешно прошедшие все три этапа подают в аттестационную комиссию заявление о выдаче аттестата.
Получение аттестата не означает, что его обладатель никогда больше не окажется в роли экзаменуемого. Учиться ему придется до завершения своей профессиональной деятельности. Впрочем, и сейчас любой аудитор обязан проходить обучение по программам повышения квалификации ежегодно.
Диплом плюс репутация
Если концепция авторов «Белой книги» будет принята, то экзамены по тем предметам, которые претендент изучал в университете, можно будет «зачесть» на первом этапе сдачи экзаменов. Вот только возможность такая будет не у всех обладателей дипломов, а только у тех, кто закончил вуз, который числится в перечне, утверждаемом аттестационной комиссией.
Повысятся требования не только к знаниям, но и к репутации претендента: вместе с заявлением он должен будет подать в комиссию справку об отсутствии судимостей, копию дневника стажировки и рекомендации двух аудиторов с пятилетним стажем, которые как минимум два года работали вместе с ним.
Малые компании – против
Формально «Белая книга» является частным мнением составивших ее специалистов. Но тот факт, что она размещена на официальном сайте Минфина, говорит о том, что данные предложения скорее всего лягут в основу новой системы отбора кадров для аудита.
Однако не все практикующие аудиторы согласны с необходимостью ломать сложившийся порядок аттестации. Конечно, предложенная система отбора позволяет отсеивать кандидатов, которым не хватает теоретических знаний и опыта работы. Но она закроет дорогу многим желающим получить эту профессию. Такая ситуация, в свою очередь, скажется на массе небольших компаний, у которых может возникнуть «кадровый голод».
Но вопрос о том, какой будет система отбора кандидатов, вряд ли надолго останется открытым. Логично предположить, что новая система аттестации (если законодатели согласятся с концепцией, предложенной в «Белой книге») будет приурочена к отмене лицензирования аудиторской деятельности, намеченной на 1 июля 2006 года.
А как у них?
В зарубежных странах существуют различные подходы к подготовке специалистов, должность которых приблизительно соответствует российскому понятию «аудитор».
В США, например, для того чтобы получить лицензию от штата на ведение аудиторской деятельности, претендент должен выдержать экзамены, которые включают проверку знаний по четырем предметам: теория и практика бухгалтерского учета, аудит и законодательство. Некоторые штаты требуют также проверки знаний по другим предметам.
О сложности экзаменов говорит хотя бы тот факт, что только 10% претендентов сдают их с первого раза. Правда, столь сложное испытание обязательно только для партнеров аудиторских фирм, а не простых наемных работников.