Автоматизация процессов эксплуатационно-ремонтных служб и управления ими позволяет в значительной мере оптимизировать затраты предприятий и тем самым повысить эффективность инвестиций в производственные фонды (см. «ЭЖ», 2009, № 24—26). Однако уровень зрелости предприятий в этой области крайне низок. Публикуем результаты исследования, предоставленные компанией IBS.
Повысить экономическую эффективность предприятия в условиях инвестиционного кризиса невозможно без совершенствования принципов и методов технического обслуживания и ремонта оборудования и управления производственными фондами. И хотя большинство предприятий признают реальную отдачу от использования специализированных систем автоматизации для этих целей, качество бизнес-процессов находится на весьма низком уровне.
Автоматизированные системы управления производственными фондами (EAM) и технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО) установлены у 27% предприятий. В основном это предприятия нефтегазовой промышленности (52%), металлургии (22%), электроэнергетики и ЖКХ (12%), машиностроения (2%). Об этом свидетельствуют результаты исследования, которое было проведено в октябре — декабре 2008 г. и в котором приняли участие 350 финансовых и технических руководителей более чем 200 крупнейших компаний различных отраслей промышленности России.
Нет, и не надо
При отсутствии автоматизации процессов ТОРО у 73% предприятий 75% их технических руководителей удовлетворены (22% — нет) текущим состоянием дел. Более половины (51%) финансовых руководителей этих же предприятий выразили удовлетворенность уровнем затрат на техническое обслуживание и ремонт оборудования. 28% финансовых руководителей отметили, что в течение последних лет не наблюдалось невыполнения производственных планов из-за несвоевременного ремонта производственного оборудования, критических сбоев или простоев. И это при том, что на начало 2008 г. степень износа машин и оборудования по всем видам деятельности в коммерческих организациях достигла 51,1% (см. «ЭЖ», 2009, № 26).
42% финансовых руководителей признали, что сталкивались с подобными ситуациями.
Вопрос о нецелевом использовании запчастей (табл. 1) 14% респондентов из числа финансовых руководителей был вообще непонятен, а 5% — переадресовали его техническим службам. Однако, по мнению большинства финансистов, затраты на ремонт можно снижать за счет оптимизации.
Большинство (68%) технических специалистов с системами ТОРО не знакомо. Из тех, кто слышал (31%) о системах, 45% затруднились привести их примеры. Были названы SAP (29%), Oracle (6,5%), MS Axapta (5,5%), ИС-ПРО (5%), TRIM (4%), ИС ТОИР (3%), прочие (2%).
О специализированных системах управления основными производственными фондами (EAM-системы) знает еще меньше респондентов.
В 11% предприятий, у которых отсутствует автоматизация процессов ТОРО, стоит ERP-система (при этом 23% назвали SAP), у остальных ERP-системы нет.
Из предприятий, которые не используют автоматизацию ТОРО, только 3% имеют такие планы, 83% не собираются это делать.
Все ответы свидетельствуют в первую очередь об очень низкой информированности респондентов о существовании автоматизированных систем управления ТОРО и возможности с их помощью управлять инвестициями в производственные фонды.
Использование систем ТОРО
И финансовые, и технические руководители предприятий, у которых автоматизированы процессы ТОРО, отметили, что используют для этих целей модуль ERP-системы (82%) и отдельные решения (11%). Остальные респонденты (7%) затруднились ответить.
Максимальный срок использования системы автоматизации ТОРО — пять и более лет (9% предприятий). Один год и менее используют автоматизацию 23% предприятий.
Обе группы специалистов отметили, что в большинстве случаев (86%) инициаторами внедрения выступали вышестоящее руководство или головная организация. Только 3% финансовых руководителей отметили, что инициативу проявила финансовая служба предприятия. Причем в 90% случаев привлекались внешние подрядчики.
Оценка систем
Большинство предприятий (71%), автоматизировавших процессы ТОРО, не оценивали экономическую эффективность использования систем. Поэтому ответы респондентов носят скорее экспертный характер. Те, кто проводил подобную оценку, признают реальную отдачу от автоматизации: 91% финансовых руководителей заявили, что система позволила снизить расходы на техобслуживание и ремонт.
Основными источниками снижения затрат были названы оптимизация работ и снижение запасов запчастей (65% респондентов) (табл. 1). По мнению 23% механиков, система автоматизации процессов ТОРО упростила работу (диаграмма 1).
Таблица 1
Оценка систем, %
Вопрос |
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Мнения финансовых руководителей | |||
Согласны ли вы с утверждением, что в большинстве случаев EAM-системы окупаются в течение двух лет? |
14 |
80 |
6 |
Приходилось ли вам оценивать экономическую эффективность системы? |
29 |
71 |
— |
Помогает ли система работать с информацией
|
50 |
18 |
32 |
Помогает ли система снизить расходы
|
91 |
6 | |
(Должна помогать) |
3 | ||
Видите ли вы возможности снижения затрат
|
65 |
23 |
12 |
Мнения технических руководителей | |||
Существует ли на предприятии проблема нецелевого использования запчастей? |
— |
41 |
59 |
Видите ли вы возможности снижения затрат на ремонт за счет оптимизации работ и снижения запасов запчастей? |
66 |
23 |
— |
ИСТОЧНИК: КОМПАНИЯ IBS
Тем не менее, как показало исследование, системно снижением затрат на эксплуатационно-ремонтные работы и повышением эффективности инвестиций в производственные фонды с помощью автоматизации мало кто занимается. Причины — слабая мотивация менеджеров (особенно технических) к обеспечению эффективности этих бизнес-процессов, низкий уровень знаний специалистов и руководителей о возможностях ИТ-решений, неготовность оценивать текущие потери и потенциальный эффект от внедрения новых технологий.
Вопросы экономической эффективности, сокращения издержек за счет снижения расходов на ремонт и уменьшения числа простоев, критических сбоев и аварий беспокоят менее 15% технических и около 30% финансовых руководителей.
Таблица 2
Эффект от использования систем ЕАМ/ТОРО в индустриально развитых странах, %
Сокращение затрат на обслуживание оборудования |
25–30 |
Сокращение стоимости аварийных работ |
31 |
Повышение производительности ремонта |
29 |
Сокращение сверхнормативных запасов |
21 |
Повышение коэффициента готовности оборудования |
17 |
Уменьшение случаев нехватки запасов |
29 |
Уменьшение количества сверхурочных работ |
22 |
Уменьшение времени ожидания материалов, необходимых для проведения работ |
29 |
Сокращение срочных закупок |
29 |
Экономия за счет получения более выгодных цен, связанная с появлением возможности выбора поставщика |
18 |
ИСТОЧНИК: A.T. Kearney
Зарубежный опыт
В то же время в развитых индустриальных странах экономический эффект от использования систем ЕАМ/ТОРО давно признан очевидным (табл. 2). С 1979 г. затраты на ремонт растут на 10—15% в год. Общая стоимость ремонтов в 2007 г. превысила 1 трлн долл. При этом:
- приблизительно один ремонт из трех заканчивается неудачно;
- ремонтный персонал тратит менее четырех часов в день непосредственно на ремонтные работы;
- отношение неполученной прибыли и убытков к прямым затратам на ремонтные работы — 4 : 1.
По данным зарубежных агентств, при внедрении подобных систем предприятия преследуют цели возврата инвестиций в активы, снижения рисков от выхода из строя критически важного оборудования, энергосбережения, повышения качества обслуживания сложной техники. Срок окупаемости решения составляет от 6 до 18 месяцев.
Специализированные информационные системы, которые помогают решать задачи управления производственными фондами, широко известны на мировом рынке и практически не известны в России. Лучшими из них западными аналитиками признаны системы Maximo (IBM), Datastream (Infor), Mincom, Indus. Отечественные предприятия для этих целей чаще всего используют модули SAP ERP, Oracle E-Business Suite и Microsoft Dynamics AX (диаграмма 2).
Отечественные перспективы
Затраты на ремонт оборудования и поддержание основных фондов в целом по экономике страны могут достигать, по экспертным оценкам, 6—9% ВВП.
Далеко не все указанные средства расходуются эффективно, и руководителям предприятий есть о чем задуматься. Очевидно, пока недостаточно стимулов для внимательного подхода к управлению этими бизнес-процессами, но с ростом конкуренции борьба за производительность труда, капиталоемкость, энергоемкость активизируется.
Компании, которые автоматизировали процессы управления основными фондами, техническим обслуживанием и ремонтами, очень скоро осознают значимость полученных экономических эффектов. Учет этих тенденций и анализ зарубежного опыта позволяют уверенно прогнозировать рост спроса на ИТ-решения в сфере ЕАМ/ТОРО в ближайшие годы.
Заметим, что практика эффективного управления производственными фондами и ремонтами в Российской Федерации только зарождается.