Рабочие АвтоВАЗа в среду на митинге в Тольятти потребовали национализировать предприятие.
В митинге, организованном независимым профсоюзом «Единство», приняло участие более полутора тысяч человек. Они требовали отмены решения о сокращении рабочей недели и зарплат, а главное — национализации завода.
«Профсоюз „Единство“ решил требовать национализации АвтоВАЗа. Пусть он принадлежит государству, а не частным лицам», — заявил председатель профсоюза Петр Золотарев. В ответ раздались аплодисменты рабочих.
На самом деле предприятие и так контролируется государством: государству в лице госкорпорации «Ростехнологии» принадлежит 25% его акций. Столько же у французского автоконцерна Renault и российской инвесткомпании «Тройка Диалог».
Сами рабочие в приватных беседах с журналистами настойчиво не советуют покупать их продукцию. Россияне так и делают. Продажи автоконцерна в 1-м полугодии упали на 44%. На начало июля складские запасы составляли около 80 тыс. автомобилей. Кроме того, АвтоВАЗ постепенно лишается автодилеров. Накануне сеть «Ростокино-Lada» инициировала процедуру своего банкротства, не сумев погасить кредит Сбербанку.
Правительство делает для завода все — и кредиты дает, и пошлины для конкурентов повышает (за шесть месяцев в Россию ввезено более 263 тыс. легковых автомобилей (на 4,157 млрд долл.) и 10 тыс грузовых авто (на 278,4 млн долл.)). Всего, по статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых машин в РФ сократились за шесть месяцев на 49% — почти до 764 тыс авто. Таможенники сообщили, что с 2 ноября сократят количество постов, где можно будет оформить импортируемые легковые автомобили, до 33.
Но продукция волжского завода все равно не находит спроса. В августе конвейер АвтоВАЗа остановлен, сотрудники отправлены в отпуск с сохранением 2/3 средней зарплаты. В среду митингующие потребовали отменить решение менеджмента завода о сокращении с сентября 2009 г. по февраль 2010 г. рабочей недели в два раза, из-за чего зарплаты рабочих снизятся вдвое.
По подсчетам независимых экспертов, казне дешевле было бы не поддерживать неконкурентоспособное производство, а выплачивать два-три года зарплату вдвое больше, чем сейчас (рабочим, конечно, но не администрации, доля зарплат которой в общем фонде оплаты труда составляет почти треть), и выделить деньги на переобучение для работы на предприятиях, выпускающих что-нибудь действительно нужное россиянам.