Ошибка в наименовании груза, указанного в транспортной накладной, освобождает перевозчика от ответственности за сохранность груза. К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 25.06.2009 № Ф04-3612/2009(9055-А45-21).
Организация отправила аккумуляторы по железной дороге. Но при получении груза адресат обнаружил деформацию контейнера: погнуты, выдавлены наружу двери, вышли из пазов кулачки на правой двери, посередине двери закручены проволокой и закрыты на запорнопломбировочное устройство с оттиском РЖД. Все это было зафиксировано в коммерческом акте.
Кроме того, в акте отмечено, что часть аккумуляторов повреждена (сколы, трещины, деформации корпусов, отломы выступающих деталей, вытекание прозрачной жидкости со следами влажных пятен на полу, прокладочном картоне) и не пригодна для дальнейшего использования.
Грузоотправитель решил взыскать убытки с перевозчика через суд.
Но суд отклонил просьбу грузоотправителя. Дело в том, что суд установил несоответствие действительности указанных грузоотправителем в железнодорожной накладной сведений о наименовании данного груза: он был поименован как аккумуляторы сухозаряженные, хотя на самом деле это были аккумуляторы, залитые электролитом.
Суд указал, что по смыслу ст. 8 Устава железнодорожного транспорта РФ в правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом могут устанавливаться особые условия, а также ответственность сторон за их перевозку и сохранность в зависимости от свойств груза.
Обязанностью грузоотправителя является подготовка груза для перевозки в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность (ст. 18 Устава).
Так, из п. 5.7.1 ГОСТ 959-2002 вытекает обязанность грузоотправителя по упаковке залитых батарей с обеспечением их сохранности и невозможности перемещения при транспортировании.
В особом мнении к коммерческому акту грузополучатель отметил, что аккумуляторы были повреждены изза накренения контейнера и сильного удара в сторону дверей.
На основании этого суд пришел к выводу, что повреждение груза (залитых электролитом аккумуляторов) было связано с нарушением грузоотправителем особых условий упаковки и закрепления груза, а не с повреждением самого контейнера.
Перевозчик не мог предотвратить это нарушение, поскольку был введен в заблуждение относительно особенностей перевозимого груза. В таких условиях перевозчик ответственности не несет.
Заполняя транспортные накладные, будьте предельно внимательны, поскольку даже несущественные отклонения в наименовании товара могут сыграть роковую роль при возникновении судебного спора.