Факт заключения договора можно подтвердить его копией, если одновременно суду представляются иные письменные документы, содержащие сведения, совпадающие с условиями договора. Об этом говорится в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.06.2009 № А32-10362/2008-52/260.
Организация и предприниматель заключили договор мены, согласно которому организация обязалась поставить предпринимателю семена подсолнечника для переработки, а исполнитель — выдать взамен шрот подсолнечный.
Должное количество шрота выдано не было, и поставщик обратился в суд с иском о взыскании стоимости недополученного шрота. Пикантность ситуации заключалась в том, что у истца не было главного доказательства — оригинала договора, а только его копия. Ухватившись за это, ответчик заявил, что при отсутствии оригинала договора его копия не принимается в качестве доказательства заключения сделки и ее условий. Соответственно у суда нет основания для квалификации отношений сторон как мены. Кроме того, по мнению ответчика, обстоятельство, что он не подписывал договор, подтверждается нереальностью содержащегося в представленной истцом копии договора условия: в договоре значилось, что за 200 т поставленного подсолнечника ответчик должен выдать 460 т шрота, что в принципе нереально.
Истец в качестве доказательства заключения договора мены представил накладные и акты сверки. Но ответчик заявил, что подлинность одного документа (договора) в данном случае не может быть установлена с помощью других документов (акта сверки и накладных), поскольку в накладных на поставку истцом подсолнечника ссылка на договор отсутствует. Ссылка в представленном истцом реестре завоза семян подсолнечника на договор не может служить доказательством его заключения, так как в экземпляре реестра, имеющемся у ответчика, такая ссылка отсутствует.
Суд развеял «сомнения» ответчика. Арбитры указали, что некорректность содержащейся в договоре формулировки (очевидная невозможность получить 460 т шрота из 200 т подсолнечника) не препятствует выявлению действительной воли сторон, заключающейся во встречном предоставлении товаров, то есть мене.
Кроме того, в силу ст. 160, 161 и 162 ГК РФ сделки (в том числе мены) с участием юридических лиц должны совершаться в простой письменной форме, несоблюдение которой лишает стороны права в случае возникновения спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а его копии, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.
Из названных материальных и процессуальных норм суд сделал вывод, что копия договора как письменное доказательство может служить надлежащим подтверждением его заключения и соблюдения письменной формы вместе с другими доказательствами, допустимыми в силу закона и образующими достаточную совокупность. В рассматриваемой ситуации суд счел, что доказательством является представленная истцом копия договора в совокупности с подписанным как обществом, так и предпринимателем актом сверки, содержащим ссылку на данный договор. В акте указаны наименование договора, совпадающее с наименованием в копии договора (договор переработки семян подсолнечника), количество продукта, подлежащего изготовлению в соответствии с договором, даты и номера накладных, по которым ответчик поставил продукт, и размер натуральной задолженности предпринимателя, что стало достаточным основанием для суда признать факт заключения договора доказанным.
При отсутствии оригинала договора суды, как правило, принимают его копию, если одновременно представлены иные документы, подтверждающие факт осуществления сделки. Но лучше подписывать договоры в двух экземплярах.