92% срезанных цветов, продаваемых на российском рынке, привозят из-за границы. Российские фермеры безоговорочно проигрывают иностранным земледельцам. Развитию отечественного цветоводства мешают неблагоприятные климатические условия, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие инвестиций в строительство и содержание теплиц.
Объем российского рынка срезанных цветов в 2008 г. составил около 3,1 млрд долл. В общей сложности в России около 100 теплиц разного размера, где выращивают цветы.
«Отечественных производителей подразделяют на два типа. Первый — акционировавшиеся совхозы, которые в середине
1990-х гг.переключились с овощей на цветы по соображениям рентабельности. Такие фирмысовхозы выращивают незначительное количество цветов — меньше миллиона штук в год, преимущественно роз, и реализуют их напрямую в магазины», — рассказала корреспонденту «ЭЖ» руководитель маркетинговых проектов SymbolMarketing Ирина Матасова. Из этой группы наиболее заметны на рынке ЗАО «Агрофирма „Косино“» и ОАО «Совхоз „Победа“».
Второй тип — государственные унитарные предприятия, созданные на базе подмосковных совхозов. Их бизнес основан на муниципальных контрактах по озеленению, а производством срезанных цветов они, как правило, занимаются «для ассортимента». Розы, которые выращивают государственные совхозы, поставляются напрямую в небольшие магазины, палатки и частным торговцам, с которыми у производителя налажен постоянный контакт.
Наибольший объем продаж у всех участников рынка последние годы приходится на срезанные розы. Сейчас розы составляют от 40 до 45% всех ввозимых цветов в Россию. Объемы поставок увеличиваются с каждым годом. Причем темпы роста в денежном выражении превосходят скорость увеличения объемов импорта роз в натуральном выражении. Так, если количество ввозимой продукции увеличилось с 2006 по 2007 г. на 81,2%, то в денежном выражении этот показатель составил более 116%. В 2008 г. показатели сравнялись: рост составил 11,5% как в натуральном, так и в денежном выражении. Сопоставление данных позволяет заметить, что одна роза, провозимая через таможенные пункты, в 2006 г. стоила 0,6 долл., а в 2007 и 2008 гг. — 0,71 долл.
На ценообразование свежесрезанных цветов влияет множество факторов, в том числе стоимость импорта, заявленная на российской таможне. На протяжении трех лет отмечалось постепенное увеличение декларированной стоимости на таможне, что не могло не отразиться на цене цветка в розничной торговле. Кроме того, на розничные цены влияют стоимость логистических услуг (чем длиннее «локоть доставки», тем выше цена) и сезонные колебания. Например, стоимость цветов неизменно увеличивается к концу году. Это связано с изменениями условий в системе логистики и повышением тарифов. Самые высокие цены в марте, затем сезонный спад.
Кризис внес коррективы в сезонные колебания и развитие цветочной индустрии в целом: январь 2009 г. ознаменовался падением объемов поставок роз не только в натуральном, но и в денежном выражении. Если в январе 2008 г. роз было ввезено на общую сумму 19,6 млн долл., то за аналогичный период 2009 г. — на 17,9 млн долл. Учитывая, что доля продаж российских цветов на отечественном рынке чуть более 8% в количественном выражении, можно предположить, что уменьшение поставок изза границы и рост курса валют должны способствовать импортозамещению.
Цветоводство — одна из самых доходных отраслей сельского хозяйства многих национальных экономик, например, Голландии, Франции, Испании и Колумбии. Мировой рынок срезанных цветов ежегодно увеличивается в среднем на 6—9%, а потребление оценивается аналитиками в 35 млрд долл. Ассортимент выращиваемых на срез цветов превышает 500 наименований видов и сортов растений, в том числе малоизвестных видов и разновидностей декоративных культур. В большинстве стран основным видом цветочной продукции защищенного и открытого грунта являются цветы на срез. Под них отводится 70—80% площади теплиц и до 30% площади открытого грунта.
В России ситуация иная: на отечественном рынке цветов импортная продукция в десятки раз превышает объемы производства. Российские компании импортируют цветы более чем из 70 стран мира. Ведущие страныэкспортеры — Нидерланды, Колумбия, Эквадор, Израиль, Турция, Кения, Италия, Эфиопия, Таиланд и Польша.
Рассматривая факторы, препятствующие развитию российского цветоводства, можно сделать вывод, что пока у отечественных участников рынка более чем скромные перспективы. «Вопервых, климатические условия нашей страны не позволяют круглогодично в больших объемах выращивать цветы в открытом грунте. Наиболее благоприятный климат и удобное местоположение для дистрибуции товара по стране — это Краснодарский край. Но здесь возникает вопрос об организации теплиц для выращивания цветов. Это требует значительных инвестиций», — отметила И. Матасова.
По оценкам экспертов, для строительства 1 га современной теплицы необходимо не менее 2,5 млн долл. Помимо расходов на строительство при организации цветоводческого хозяйства нужно просчитать затраты на его содержание, учитывая, что тарифы на электроэнергию и стоимость удобрений постоянно повышаются. Кроме того, в стране ощущается нехватка квалифицированной рабочей силы. Все это делает технологические риски в российских производствах традиционно высокими.
По качеству продукция российских цветоводов значительно уступает зарубежным аналогам: эквадорская роза живет три недели, голландская — две, российская — не более одной. Несмотря на такой дисбаланс, цена отечественных цветов ненамного меньше зарубежных. Ко всему прочему продукция российских производителей не отличается разнообразием: климатические условия и невысокие достижения отечественной науки не способствуют выращиванию разных видов цветов.
Таблица
Средние розничные цены в марте на свежесрезанные цветы, руб.
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
Российская Федерация |
53,27 |
57,46 |
61,92 |
72,7 |
Центральный федеральный округ |
46,67 |
49,26 |
50,84 |
61,45 |
г. Москва |
42,5 |
45,53 |
43,11 |
51,03 |
СевероЗападный федеральный округ |
51,96 |
56,23 |
61,17 |
71,41 |
г. СанктПетербург |
50,06 |
50,42 |
59,63 |
70,64 |
Южный федеральный округ |
49,89 |
51,22 |
55,87 |
68,46 |
Приволжский федеральный округ |
52,66 |
60,29 |
66,79 |
74,81 |
Уральский федеральный округ |
56,18 |
61,06 |
65,39 |
74,45 |
Сибирский федеральный округ |
62,25 |
66,47 |
72,56 |
86,23 |
Дальневосточный федеральный округ |
75,09 |
80,35 |
85,57 |
100,81 |
Источник: SymbolMarketing