Увеличение минимального размера финансового обеспечения по договору страхования или банковской гарантии стало препоной в работе небольших туроператорских фирм. Новые фингарантии они называют запретом на профессию и пишут письма «наверх» с просьбами снизить порог для малого бизнеса. Скорее всего на эти обращения туроператоры не получат утешительного ответа. Принимая закон, депутаты уже выбрали из двух зол меньшее, посчитав, что важнее более эффективно защитить интересы туристов.
Федеральный закон от 28.06.2009 № 123-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.2 Федерального закона „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“» увеличил минимальный размер финансовой гарантии для туроператорских компаний сразу в 3 раза — до 30 млн руб. «Сейчас страховая премия за финансовую гарантию составляет 200—288 тыс. руб. Это неподъемные суммы для малых предприятий, ведь деньги каждый год безвозмездно и бессмысленно перекочевывают в карман страховой компании, — поделилась с корреспондентом „ЭЖ“ Вероника Бирман, генеральный директор компании „ЭКЗОТИК ТАЙМ“. — Сумма такой дани за право на существование страшна даже для Москвы, не говоря уж о регионах. Тем более что есть фирмы, занимающиеся недорогим приграничным туризмом или бюджетными школьными и автобусными турами. Как им накопить лишних 200—240 тыс. руб. каждый год?»
По словам предпринимателя, в 2008 г. туроператоры Хабаровского края выплатили страховым компаниям в 5 раз больше средств, чем было выделено из государственного бюджета на развитие туризма в крае. Страховые фирмы не потратили ни копейки — страховых случаев не было. По всей России за два года туроператоры только в области международного туризма заплатили страховым компаниям 650 млн руб., в то время как последним пришлось расстаться только с 32,5 млн руб. То есть 617,5 млн руб. (20 млн долл.) безвозмездно перекочевали из туристической отрасли в страховой бизнес. Теперь эта сумма возрастет как минимум троекратно.
Кроме того, владельцев компаний, предоставляющих туроператорские услуги, удивляет, что законодательство совершенно не защищает самую большую часть туристов — тех, кто покупает туры в турагентствах. Ведь фингарантии туроператора не действуют в случае банкротства или недобросовестности турагентства, для открытия которого сейчас не нужно даже лицензии. «Мои друзья пострадали от банкротства крупной сети „Куда.ру“, а что говорить о тысячах маленьких компаний, разбросанных в каждом дворе?», — задается вопросам В. Бирман. Она полагает, что есть простое решение вопроса — прикладывать страховку на конкретных клиентов к каждому туру, как это сейчас происходит со страхованием от невыезда.
В Ассоциации туроператоров России (АТОР) считают, что «малыши» преувеличивают масштабы проблемы и не видят причин для нововведений. «300 тыс. руб. вполне посильная сумма даже для малой компании», — считает Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. По ее мнению, эти деньги позволяют компенсировать потери максимальному количеству пострадавших туристов. Представитель профессионального сообщества привела такой пример. Когда весной исчез небольшой туроператор по массовым направлениям «Аватур», застрахованный в двух компаниях, его клиентам было выплачено 20 млн руб. Напомним, что согласно предыдущей редакции Закона об основах туристской деятельности, оператор по международному туризму должен иметь финансовую гарантию в размере 10 млн руб. Но даже 20 млн руб. на всех пострадавших от «Аватура» не хватило: по экспертной оценке, не выплачено еще примерно 5—7 млн руб. То есть достаточно большая часть потребителей осталась без компенсации.
В некоторых европейских странах сумма страховой гарантии в разы больше, чем в России. Например, в Германии она составляет 1 млн евро.