Минздравсоцразвития планирует сократить в 2010 г. на 20% бюджетные расходы на борьбу с безработицей. В министерстве говорят, что выделенные средства регионы не выбирают.
На начало августа показатель общей безработицы в РФ зафиксирован на уровне 6,3 млн человек. Всемирный банк прогнозирует, что к концу года в России будет 7,6 млн безработных. Ситуация в сфере занятости населения обсуждалась на днях в ходе видеоселекторного совещания с субъектами Федерации, которое провели вице-премьер Александр Жуков и министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.
Минздравсоцразвития планирует также сократить в будущем году на 20% расходы на борьбу с безработицей. По словам заместителя министра Т. Голиковой Максима Топилина, в 2010 г. на финансирование региональных программ по снижению напряженности труда из федерального бюджета выделят чуть более 35 млрд руб. В этом году на эти цели зарезервировано 43,7 млрд руб. Субъектам перечислено 21,2 млрд руб., что, кстати, на 2,5 млрд руб. меньше, чем просили региональные администрации. И это както не стыкуется с заявлениями, прозвучавшими на селекторном совещании: якобы второго транша не предвидится, поскольку регионы запросили чуть ли не вдвое меньше зарезервированной суммы и не осваивают выделенные средства.
Так это или нет, попыталась выяснить редакция «ЭЖ». По телефону были опрошены некоторые руководители на местах и специалисты региональных служб. Вот что выяснилось. Во-первых, все просят не указывать их имена в газете. Во-вторых, намерение правительства сократить объемы финансирования считают по крайней мере преждевременным. В-третьих, как минимум в 19 субъектах РФ программы по борьбе с безработицей выполняются частично.
Эти сведения совпадают с данными мониторинга Федеральной службы по труду и занятости. В целом по России в региональных антикризисных программах участвуют почти 780 тыс. безработных. Из них 710 тыс. заняты на общественных и временных работах, около 50 тыс. окончили курсы переобучения, 17 тыс. открыли собственное дело, 3,4 тыс. воспользовались господдержкой и переехали в другую местность.
Доля региональных бюджетов и работодателей в финансировании осуществленных работ составляет 5%.
Недоосвоение федеральных денег зачастую связано с нестыковкой одних нормативных актов с другими. Вот типичные сельские истории.
В сибирском районном центре муниципалитет согласно региональной программе по борьбе с безработицей выделил 50 тыс. руб. безработному водителю Олегу Д., чтобы он отремонтировал свой грузовичок, поставил на него бочку вместо кузова и развозил воду из муниципальной водокачки по деревенским домам. Казалось бы, все должны быть довольны: безработный, муниципалитет, жители. Но на оказание услуг новоиспеченный водовоз должен заключить договор с муниципалитетом, у которого нет на это собственных средств.
Если водитель будет работать без договора да еще по собственным тарифам, его быстро приструнят соглядатаи — от санитарноэпидемиологической службы до прокурора, надзирающего за исполнением антимонопольного законодательства. Безработный всетаки составил бизнес-план. «Хоть машину на ноги поставлю», — сказал он «ЭЖ».
В соседнем регионе бывший лесоруб Иван К. вознамерился купить мобильную мотопилораму и наладить производство пиломатериалов. Станок с лафетом стоит 68 тыс. руб., а муниципалитет не может выделить больше 58,8 тыс. руб. за одно новое рабочее место. Таково условие предоставления государственной поддержки на открытие собственного дела согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ». Это 1837 долл., или 1278 евро, — кому в какой валюте нравится считать. Бедолагелесорубу посоветовали скооперироваться с таким же безработным. Он попробовал. Желающие получить и поделить «халявные» деньги нашлись сразу. А вот желающих работать вдали от дома, да еще в холода, не оказалось. Несостоявшийся предприниматель сказал в сердцах «ЭЖ»: «Что же получается: ждать пока сын подрастет и зарегистрируется безработным?»
Примечательно, что и в том и в другом случае «сердобольные» муниципальные служащие «бронировали» за собой «льготы» на получение услуг — воды на свой огород вне очереди, горбылей и досок по «договорной» цене на собственный забор.
Закавыка выходит с переселением с помощью государства в поисках работы. Деньги на переезд поступают в разные муниципальные образования и в разные субъекты Федерации. В пределах одного муниципального района еще можно гарантировать переезд из одного поселения в другое, а вот в другой район и тем более из одного региона в другой — это уже, как пояснили «ЭЖ» в одном из уральских регионов, ария из другой оперы. Нужна масса согласований, хотя чаще всего безработный сам находит себе работу и ему только с переездом надо помочь. Но пока лишь Ярославская область сумела заключить пять договоров на «экспорт» рабочих семей с предприятиями Архангельской и Московской областей.
Таким образом, не сбрасывая со счетов нерасторопность местных властей, приходится признать, что деньги не доходят до нуждающихся изза препон в законодательстве. Вопрос: в этом случае лучше препоны устранять или финансирование секвестрировать?
При ответе на вопрос следует, пожалуй, учесть еще и такие данные. Увольнения с начала кризиса произошли почти в 53 тыс. хозяйствующих субъектов. На некоторых предприятиях уже наблюдается вторая волна высвобождения рабочих мест. Впереди — осенний «паводок» увольнений. По состоянию на 10 августа в 21 из 83 субъектов РФ продолжается рост безработицы.