По оценке премьер-министра Владимира Путина, прозвучавшей на совещании во время проведения авиасалона «МАКС-2009», общая сумма долговых обязательств Объединенной авиастроительной корпорации и ее дочерних обществ составляет порядка 120 млрд руб.
С 2004 г. объем финансирования авиации со стороны государства увеличился в 20 раз. Только в текущем году с учетом антикризисных мер правительство выделило на эти цели 80 млрд руб.
Средства пошли на закупку отечественных самолетов, субсидирование расходов на техническое перевооружение российских предприятий. Около 35 млрд бюджетных рублей направлено на увеличение уставного капитала ключевых компаний отрасли.
Среди них ОАО «РСК МиГ» (15 млрд руб.), ОАО «ММП им. В.В. Чернышева» (2,9 млрд),
ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» (4,1 млрд), ОАО «Моторостроитель» в Самаре (1,4 млрд руб.). Ежегодный взнос в уставный капитал ОАО «ОАК» на цели постройки гражданских судов — 6 млрд руб.
Теперь правительство приняло еще одно аналогичное решение: за счет бюджета на докапитализацию холдинговой компании «Сухой» выделить 3,2 млрд руб. Обсуждается возможность пополнения в нынешнем году капитала ОАО «РСК МиГ» на 15 млрд руб. (помимо уже выделенной суммы).
Во время проведения «МАКС-2009» были подписаны рекордные для новейшей истории России контракты на приобретение 48 самолетов «Су-35С», 12 самолетов «Су-27СМ» и 4 самолетов «Су-30М2» на общую сумму более 80 млрд руб. с поставкой до 2015 г. Это позволит оснастить новой современной техникой российские Военно-воздушные силы и загрузить авиационные предприятия.
Вместе с тем общая ситуация в авиапроме остается очень сложной. Экономический кризис выявил системные проблемы отрасли. Ряд контрактов Объединенной авиационной корпорации на поставку самолетов как внутри страны, так и за границу принес не прибыль, а убытки. Не выполняются планы производства гражданских самолетов.
Общая сумма долговых обязательств «ОАК» и ее дочерних обществ превысила 119 млрд руб. Причем порядка 64 млрд руб. — дефицит, не обеспеченный выручкой или прибылью предприятий.
По мнению В. Путина, учитывая форс-мажорную ситуацию, необходимо разработать программу финансовой стабилизации, помочь авиастроителям избавиться от накопленных «токсичных долгов». Такая программа финансового оздоровления должна быть внесена в правительство в течение ближайшего месяца.