Еще одну схему продажи акций третьему лицу, минуя преимущественное право покупки акций членами ЗАО, рассмотрел ФАС Уральского округа в постановлении от 01.07.2009 № Ф09-2350/08-С4 по делу № А34-1636/2007.
Один из акционеров ЗАО продал третьему лицу (не акционеру) часть обыкновенных бездокументарных акций. Акции были переданы, и в реестр акционеров внесена соответствующая запись.
В дальнейшем акционеры оспорили договор. Он был признан ничтожной сделкой, и к нему применили последствия недействительности сделки в виде обязания общества списать с лицевого счета покупателя в реестре акционеров проданные акции и зачислить их на лицевой счет общества продавца.
Пока спор рассматривался в различных инстанциях (до вынесения окончательного решения), те же лица заключили новый договор купли-продажи акций.
Второй договор также вскоре был оспорен одним из акционеров со ссылкой на то, что продавец передал акции третьему лицу, нарушив принадлежащее истцу как акционеру общества преимущественное право покупки. Истец потребовал перевести на себя права и обязанности покупателя по спорному договору на основании п. 3 ст. 7 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО).
Но суд отклонил требование.
Кто прав?
Согласно п. 3 ст. 7 Закона об АО акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок реализации данного права.
Преимущественное право акционеров на приобретение акций, отчуждаемых участником общества, предусмотрено законом в случае, когда владелец намерен продать их третьему лицу, не являющемуся участником этого общества (подп. 10 п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19).
Следовательно, продажа акций акционерами общества другому акционеру этого общества не нарушает преимущественное право истца на приобретение акций.
Покупатель акций на момент заключения второго договора, по мнению суда, был акционером общества. На чем основан такой вывод?
Есть запись — есть акционер
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра — записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии — записями по счетам депо в депозитариях. Права на акции подтверждаются держателем реестра акционеров общества путем выдачи выписки из реестра акционеров общества (ст. 46 Закона об АО).
При учете прав на ценные бумаги в системе ведения реестра право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя (ст. 29 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Значит, в такой ситуации наличие у лица прав акционера устанавливается на основании записей в реестре.
Итак, на момент заключения второго договора покупатель благодаря первому договору купли-продажи акций, по которому на тот момент еще не было принято окончательное решение суда о недействительности, являлся акционером общества. Подтверждением этого служит выписка из реестров акционеров, оформленная на дату заключения второго договора. Поскольку покупатель был акционером, преимущественные права иных акционеров не нарушены и вторая сделка законна.
Преимущества новой схемы
Схема обхода преимущественного права акционеров на покупку акций выглядит так. Акционер продает небольшое количество акций третьему лицу. Договор быстро исполняется и вносится запись в реестр акционеров. После этого стороны сразу оформляют второй договор купли-продажи основной части акций. При этом важно сделать выписку из реестра акционеров на дату заключения второго договора. Первая сделка скорее всего будет признана недействительной. Но вот вторая, законная, позволит впоследствии передать покупателю хоть все принадлежащие продавцу акции.
В отличие от схемы дарения акций третьему лицу (а на сделки дарения преимущественное право акционеров не распространяется) в этой схеме продавец полностью защищен, поскольку расчеты за акции носят легальный характер. При дарении же расчеты основываются исключительно на доверии приобретателя акций.