Правительство РФ приняло решение не индексировать зарплату работников бюджетной сферы в 2010 г., заявил в среду, 19 августа, в Смоленске вице-премьер РФ Александр Жуков. Он объясняет это резким снижением доходов бюджета в 1-м полугодии и как бы не замечает, что цены на нефть и другие экспортные товары растут.
Последняя индексация зарплат работников бюджетной сферы в 2008 г. потребовала из федерального бюджета увеличения расходов на 32,9 млрд руб. Всего с 2005 по 2007 г. посредством индексации зарплаты работников бюджетной сферы увеличились в 1,5 раза.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что повышение зарплаты бюджетников не влияло на рост инфляции. Зато увеличение цен фактически съедало все добавки и реально платежеспособность росла крайне медленно или вообще не росла.
Теперь индексация отменяется.
Одновременно с А. Жуковым замглавы Минздравсоцразвития РФ Максим Топилин сообщил, что в следующем году пособия по безработице тоже не будут индексироваться как по минимальному, так и по максимальному уровню. Он подтвердил, что поддержка региональных рынков труда будет продолжена. Но если в 2009 г. объем софинансирования из федерального бюджета на эти цели составил 43,7 млрд руб., то в 2010 г. эта цифра должна составить 36,4 млрд руб.
Инфляция в текущем году ожидается на уровне 13%, в 2010-м — примерно 10%. Сами получатели казенных зарплат и пособий могут подсчитать, как снизится их покупательная способность (19 августа РИА «Новости» сообщило о динамике цен и уровне жизни в РФ следующее. По информации риелторов, сегодня самая дешевая однокомнатная квартира в старом доме в отдаленном непрестижном районе Москвы стоит минимум 2,8 млн руб. Примерно за те же деньги можно легко стать собственником более комфортного жилья в Берлине, Праге, на испанских островах или даже в Майами).
А. Жуков объясняет жесткие решения правительства тем, что уровень доходов в федеральный бюджет России с января по июль 2009 г. составил 67% от прошлогоднего.
«Расчетный дефицит бюджета на 2010 г. составит 3,2 трлн руб., или 7,5% от ВВП. Это предельный дефицит, который мы можем позволить», — отметил А. Жуков.
Еще в конце июля министр финансов Алексей Кудрин доложил Дмитрию Медведеву, что, по прогнозам правительства, в 2010 г. дефицит бюджета составит 7,5%, в 2011-м — 4,3, а в 2012-м — 3% от ВВП.
При всех оговорках параметры бюджета в РФ верстаются исходя из одного главного прогноза — по цене на нефть. Минфин России считает, что цена на нефть в этом году составит 54 долл., в следующем — 55. Поэтому общий баланс бюджета будет отрицательным и расходы увеличатся на 641 млрд, а доходы — на 488 млрд руб.
Надо отметить, что А. Жуков говорил исключительно о федеральных бюджетниках. Заработки региональных получателей казенных средств зависят от местных бюджетов. По этому поводу в Смоленске высказался замминистра финансов Антон Силуанов. Конкретных цифр он не назвал. По его словам, точный объем субсидий субъектам РФ в 2010 г. будет определен после 20 августа. Но А. Силуанов сказал буквально следующее: «В условиях сокращения доходной базы федерального бюджета мы приняли решение по сокращению уровня софинансирования полномочий субъектов Российской Федерации. По сути дела, мы идем по тому же пути, что и в этом году пошли регионы по отношению к муниципалитетам: было сокращено софинансирование обязательств муниципальных образований».
Пенсии в 2010 г. по-прежнему намерены индексировать. Расходы на обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда РФ вырастут более чем вдвое — на 129%. На эти цели правительство потратит 1,166 трлн руб. против 354 млрд руб. в 2009 г. На госпенсии расходы к 2009 г. тоже увеличатся — с 180 до 253 млрд руб. — на 40%.
Подробности
В среду, 19 августа, Федеральная налоговая служба рассказала о потерях подробнее. Всего в январе — июле 2009 г. в федеральный бюджет поступило 1656,4 млрд руб. администрируемых доходов, что в 1,6 раза меньше, чем в январе — июле 2008 г., сообщает пресс-служба ФНС.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (29%), ЕСН (18%) и налога на прибыль (8%). Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе — июле 2009 г. составили 125 млрд руб. По сравнению с январем — июлем 2008 г. поступления снизились на 364,2 млрд руб., или в 3,9 раза.
Снижение поступлений ФНС России объясняет ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 г. ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5 до 2%.
Поступления ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе — июле 2009 г. составили 297,1 млрд руб. и по сравнению с январем — июлем 2008 г. возросли на 9 млрд руб., или на 3,3%. Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе — июле 2009 г. составили 675,7 млрд. руб. и по сравнению с январем — июлем 2008 г. снизились на 19,8%. Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе — июле 2009 г. 44,2 млрд руб. и снизились относительно января — июля 2008 г. в 1,6 раза. Это снижение обусловлено в основном изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты.
По сравнению с январем — июлем 2008 г. поступления НДПИ уменьшились в 2 раза, что обусловлено падением цены на нефть (с 102,9 долл. в декабре 2007 г. — июне 2008 г. до 48,8 долл. в декабре 2008 г. — июне 2009 г., или в 2,1 раза).
Страховых взносов, зачисляемых в ПФР, в январе — июле 2009 г. поступило 744,2 млрд руб., что на 3% больше, чем в январе — июле 2008 г.
В ФСС России (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе — июле 2009 г. поступило 42,3 млрд руб., что на 9,2% меньше, чем в январе — июле 2008 г. В ФФОМС в январе — июле 2009 г. было зачислено 53,5 млрд руб., что на 3,7% больше, чем в январе — июле 2008 г. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе — июле 2009 г. поступило 99,2 млрд руб., что на 2,7% больше, чем в январе — июле 2008 г.
Изменение средних фактических экспортных цен Российской Федерации и мировых цен на нефть
|
Средняя фактическая экспортная цена РФ |
Средняя мировая цена
| ||
долл.
|
в % к декабрю предыдущего года |
долл.
|
в % к декабрю предыдущего года | |
2008 г. | ||||
Январь |
613,9 |
100,8 |
653,0 |
101,6 |
Февраль |
617,0 |
101,3 |
669,1 |
104,1 |
Март |
662,9 |
108,8 |
728,4 |
113,3 |
Апрель |
697,5 |
114,5 |
768,8 |
119,6 |
Май |
764,6 |
125,5 |
866,9 |
134,8 |
Июнь |
833,8 |
136,9 |
932,6 |
145,1 |
Июль |
887,4 |
145,7 |
946,9 |
147,3 |
Август |
815,5 |
133,9 |
814,7 |
126,6 |
Сентябрь |
702,8 |
115,4 |
708,1 |
110,1 |
Октябрь |
600,3 |
98,5 |
514,5 |
80,0 |
Ноябрь |
442,1 |
72,6 |
373,0 |
58,0 |
Декабрь |
325,8 |
53,5 |
286,3 |
44,5 |
2009 г. | ||||
Январь |
291,6 |
89,5 |
312,4 |
109,1 |
Февраль |
295,4 |
90,7 |
309,7 |
108,2 |
Март |
298,1 |
91,5 |
329,7 |
115,2 |
Апрель |
322,4 |
99,0 |
356,3 |
124,4 |
Май |
358,7 |
110,1 |
415,7 |
145,2 |
Июнь |
417,8 |
128,2 |
498,7 |
174,2 |