Особенность закрытого акционерного общества такова, что акции в нем распределяются строго между акционерами либо среди иного круга лиц, заранее определенного уставом. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции либо иным образом отчуждать их неограниченному кругу лиц. На практике участники общества пытаются обходить подобные запреты. Свою точку зрения на проблему реализации преимущественных прав акционеров на покупку акций ЗАО Президиум ВАС РФ высказал в недавно обнародованном информационном письме от 25.06.2009 № 131.
Продажа акций третьим лицам, не являющимся акционерами ЗАО, разрешается только в случае отказа других акционеров и самого общества от их приобретения, то есть если акционеры и общество не воспользуются так называемым преимущественным правом покупки акций. На это указано в п. 3 ст. 7 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО).
Вместе с тем акционеры не всегда могут воспользоваться преимущественным правом в случае отчуждения акций.
Когда преимущественное право не действует
Из пункта 3 ст. 7 Закона об АО следует, что акционеры и общество вправе воспользоваться преимущественным правом только при купле-продаже акций. А значит, на иные сделки данное право не распространяется (например, мена акций на товар либо на акции другого общества). К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в п. 1 и 2 информационного письма. Высшие арбитры считают, что преимущественное право не применяется к любым сделкам по отчуждению акций, кроме продажи, даже если это право будет закреплено уставом ЗАО. Схожая позиция высших арбитров ранее была изложена в подп. 9 п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона „Об акционерных обществах“» (далее — постановление Пленума № 19).
В отдельных случаях преимущественное право не действует и при продаже акций, например, если покупателем является один из акционеров общества. Президиум ВАС РФ полагает, что в этом случае преимущественное право у акционеров и общества не возникает независимо от того, указано оно в уставе общества или нет. И это логично. Цель преимущественного права — защита интересов акционеров и общества, а также возможность контролировать состав акционеров. При продаже акций другому акционеру подобный интерес отсутствует, поскольку состав акционеров не изменяется.
Нередко акционеры намерены продать акции третьему лицу, заранее зная, что другие акционеры и общество будут против и захотят выкупить акции сами. Для этого они разрабатывают различные схемы с целью обойти преимущественное право, используя безвозмездные договоры. Например, вначале заключают с физическим лицом, не являющимся акционером, договор дарения части акций и впоследствии продают ему оставшуюся часть акций по договору купли-продажи. В этом случае общество и его акционеры могут воспользоваться советом высших арбитров, изложенным в п. 3 информационного письма. Такой договор дарения фактически считается притворной сделкой, прикрывающей договор купли-продажи акций. Акционеры, чьи преимущественные права нарушены, вправе в судебном порядке потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя по единому договору купли-продажи, который действительно имелся в виду в данной схеме отчуждения акций. Однако исход судебного разбирательства будет зависеть от того, смогут ли они доказать притворность договора дарения и признает ли арбитражный суд договоры притворными.
К сведению
Согласно п. 3 ст. 7 Закона об АО, если акционер все-таки продал акции третьему лицу с нарушением преимущественного права, общество или другие акционеры вправе в течение трех месяцев с момента, когда они узнали либо должны были узнать о таком нарушении, обратиться в суд с требованием о переводе на них прав и обязанностей покупателя акций.
Судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Одни арбитражные суды признавали такие договоры дарения притворными сделками и удовлетворяли требование акционера о переводе на него прав и обязанностей покупателя (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.07.2006 № Ф08-2863/2006), другие, напротив, отказывали (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2009 по делу № А52-4699/2007).
Справка
Притворной признается сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку. Такая сделка считается ничтожной, то есть недействительной, сделкой независимо от признания ее таковой судом.
Требование о переводе прав и обязанностей покупателя
Согласно п. 14 информационного письма предъявить такое требование может лицо, которое на момент заключения договора купли-продажи акций и подачи иска было акционером общества. Исходя из этого правила можно сделать вывод, что лицо, которое являлось акционером общества в момент продажи акций, но впоследствии продало их, не может предъявлять требование о переводе на себя прав и обязанностей покупателя. В принципе это логично, ведь с продажей акций бывший акционер лишился преимущественного права на покупку спорных акций.
Требование о переводе прав и обязанностей может быть подано в течение трех месяцев с момента, когда акционер или общество узнали либо должны были узнать о нарушении преимущественного права (абз. 7 п. 3 ст. 7 Закона об АО).
По мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, названный срок считается сроком исковой давности, поскольку правила его исчисления схожи с порядком определения начала течения срока исковой давности, указанного в п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ. Поэтому к нему должны применяться правила о приостановлении, перерыве и восстановлении срока исковой давности.
Извещение о продаже акций
Чтобы продать акции третьему лицу, акционер-продавец в первую очередь должен письменно уведомить общество и других акционеров о своем намерении. Порядок извещения регулируется п. 3 ст. 7 Закона об АО. Согласно данной норме акционер-продавец через общество за счет собственных средств извещает акционеров о предстоящей продаже акций с указанием цены и условий продажи. Если в течение двух месяцев с момента такого извещения от акционеров или общества не поступит предложений о покупке продаваемых акций, акционер-продавец имеет право продать их третьим лицам.
Вместе с тем устав общества может предусматривать обязанность акционера направить извещение не только обществу, но и другим акционерам. Если подобное условие в уставе не прописано, неисполнение обществом обязанности по уведомлению других акционеров о предстоящей продаже акций впоследствии лишает акционеров права требовать перевода прав и обязанностей покупателя на себя. Так считает Президиум ВАС РФ (п. 8 информационного письма).
С такой позицией арбитров нельзя не согласиться. По сути, обязанность акционера-продавца уведомить других акционеров о предстоящей продаже акций является дополнительной мерой, которая устанавливается уставом закрытого акционерного общества и направлена на снижение риска нарушения преимущественных прав акционеров. Уклонение общества от направления извещений всем акционерам общества не влечет нарушение акционером-продавцом порядка извещения о намерении продать акции. В этом случае ответственность за неуведомление (несвоевременное уведомление) акционеров несет общество.
(Окончание в следующем номере.)