За нарушение сроков доставки вагонов и перевозки грузов Уставом железнодорожного транспорта РФ установлена ответственность лишь в виде пеней, а такой вид ответственности, как убытки, не предусмотрен (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.07.2009 № А82-14644/2008-22).
Железная дорога допустила просрочку доставки вагона, арендованного организацией. Последняя обратилась к перевозчику с требованием уплатить пени за просрочку доставки вагона и компенсировать убытки из-за задержки вагона. К убыткам была отнесена сумма арендной платы за спорный порожний вагон, которую организация внесла его собственнику за весь период просрочки доставки вагона перевозчиком.
Требование в части уплаты процентов железная дорога не оспаривала, но убытки возмещать отказалась. По мнению перевозчика, он отвечает только в рамках Устава железнодорожного транспорта (принят Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ; далее — устав), предусматривающего ответственность лишь в виде пеней.
Организация обратилась в суд. Основной аргумент: в уставе отсутствуют нормы о том, что отношения в сфере перевозок железнодорожным транспортом регулируются только его нормами. По мнению организации, в силу ст. 793 ГК РФ к правоотношениям, связанным с перевозками, применяются нормы не только названного устава, но и гражданского законодательства, в том числе положения ст. 15 ГК РФ, регламентирующей возмещение убытков. Уплаченная арендная плата за использование вагона, который задержан по вине ответчика, для организации — реальный ущерб. Но суд в иске отказал.
Согласно п. 1 ст. 400 ГК РФ по отдельным видам обязательств, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). Таким образом, закон соотносит ограниченную ответственность с конкретным обязательством, а не с нарушением его отдельных условий, подчеркнули судьи.
В статье 1 устава определен круг лиц, на которых при пользовании услугами железнодорожного транспорта распространяется действие этого устава. Он определяет и для перевозчика, и для упомянутых лиц права, обязанности и ответственность.
В соответствии со ст. 97 устава за просрочку доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере 9% платы за доставку такого вагона за каждые сутки просрочки.
Суд сделал вывод, что за данное нарушение договора перевозки ответственность по уставу ограничена размером провозной платы, а это, в свою очередь, свидетельствуют о возможности применения принципа ограниченной ответственности за нарушение обязательств по грузовой перевозке и соответственно ограничения права кредитора на возмещение убытков.
Кроме того, исключительный характер неустойки, установленный при нарушении условий договора перевозки порожнего вагона, препятствует возмещению убытков (исключает право на их взыскание).