Доказательства неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежного расчета, полученные должностными лицами налоговой инспекции, являются недопустимыми. К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 07.07.2009 № Ф04-3921/2009(9851-А45-3) по делу № А45-1138/2009-46/103.
Налоговая инспекция провела в аптеке проверку применения ККТ: сотрудник инспекции купил таблетки. Фармацевт передала покупателю таблетки, но не выбила и не передала кассовый чек, что является нарушением требований вышеуказанного Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ).
Налоговики завели административное дело по ст. 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин» КоАП РФ.
Аптека обратилась в суд, который полностью поддержал ее.
Осуществление контроля за применением ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями возложено на налоговые органы (ст. 7 Закона о ККТ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).
Но методы и порядок проведения таких проверок и полномочия должностных лиц налоговых органов в ходе проверок никак не регламентированы. Вот и ходят они часто инкогнито под видом покупателей.
Суд указал, что в данном случае речь идет о проверочной закупке, которая является одним из видов оперативно-разыскных мероприятий. Основание — ст. 6 Закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Но в силу ст. 13 названного закона налоговые органы правом проводить подобные мероприятия не наделены. Значит, такая проверка и последующее составление протокола об административном правонарушении незаконны.
Налоговики пытались доказать, что действия по приобретению товаров в собственность для личного использования направлены исключительно на проверку выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков и не могут быть расценены как проведение проверочных закупок.
Между тем суд указал, что «совершая покупку без привлечения сотрудников органов внутренних дел и предъявляя удостоверение, поручение на проведение проверки, проверяющие действовали в первую очередь как сотрудники налоговой инспекции и соответственно превысили полномочия налогового органа, независимо от того, для каких нужд приобретался товар».