Иномарки не сдаются

| статьи | печать

Негативные последствия кризиса для отечественного автомобильного рынка оказались одними из самых заметных в мире. В этих условиях, свидетельствует «Прайсвотерхаускуперс», наиболее успешно работают компании, производящие машины иностранных брендов на территории России.

В последнее время, отмечается в исследовании консалтинговой компании «Прайсвотерхаускуперс», существенно изменилась средняя стоимость автомобилей во всех рассматриваемых сегментах. Причины: значительное изменение курса рубля, масштабные дисконтные продажи, высокая доля машин, произведенных в 2008 г., в продажах текущего года, повышение таможенных пошлин.

Таблица

Автомобильный рынок: итоги 1-го полугодия 2009 г.

Категория автомобилей

1-е полугодие 2009 г.

1-е полугодие 2008 г.

Изменение

1-е полугодие 2009 г.

1-е полугодие 2008 г.

Изменение

тыс. шт.

тыс. шт.

%

млрд долл.

млрд долл.

%

Российские автомобили

200

380

–47

1,6

3,5

–54

Иномарки российского производства

190

290

–34

2,9

4,8

–40

Импорт новых автомобилей

345

785

–56

8,2

22,2

–64

Импорт подержанных машин

8

190

–96

0,1

3,3

–97

Итого

743

1645

–55

12,8

33,8

–62

Источники: Госкомстат, ГТК, АСМ-­холдинг, АЕБ, PWC

Средняя стоимость автомобиля в долларах США уменьшилась на 16% и увеличилась на 13% в рублях. При этом машины, произведенные в России, продаются лучше других категорий автомобилей в количественном и денежном выражении.

Товарные запасы явились важным, но краткосрочным стимулом для рынка. Они вызвали существенную ценовую конкуренцию в 1-м полугодии 2009 г. и удержали продажи от еще большего падения. В последующие шесть месяцев влияние запасов на динамику рынка, по мнению экспертов, не будет столь заметным.

Объем рынка в количественном и денежном выражении падает, и пока темпы падения возрастают. Причем аналитики не ожидают резкой положительной динамики рынка в первую очередь по причинам исчерпания складских запасов (которые продавались со значительным дисконтом), дальнейшего роста уровня безработицы, снижения потребительской уверенности.

Снижение российского автомобильного рынка в 1-м полугодии было существенно больше в отличие от крупнейших рынков Европы. По итогам первых шести месяцев Россия заняла 5-е место среди стран Старого Света по продажам новых автомобилей.

Внутреннее производство (рос­сийских и зарубежных брендов) вследствие затоваривания складов и снижения спроса на продукцию было вынуждено значительно снизить объемы выпуска.

В I квартале 2009 г. сокращение составило 63% по сравнению с аналогичным периодом 2008­го, в II — 58%. По итогам 1-го полугодия объем производства традиционных российских брендов уменьшился на 65%, зарубежных — на 53%.

В течение последних семи лет в нашу страну пришло значительное число иностранных производителей машин. Тем не менее длительное время доля автомобилей, выпущенных в России, в общем объеме продаж снижалась в денежном и количественном выражении.

Но повышение таможенных ставок, девальвация рубля, льготное кредитование автомобилей, произведенных в России, снижение таможенных пошлин на импорт автокомпонентов для предприятий, собирающих автомобили внутри страны, существенным образом увеличило долю (как в количественном, так и в денежном выражении) машин, собранных в России.

При оптимистическом развитии событий, заверяют эксперты, объемы внутреннего производства легковых автомобилей в РФ могут выйти на докризисный уровень к 2011 г.

В 1­м полугодии 2009 г. чуть менее 20% автомобилей продавалось в кредит (для сравнения: в 1-м полугодии 2008 г. — более 50%). В денежном выражении этот показатель составил 17% (в 1-м полугодии 2008 г. — 35%). Таким образом, с учетом 55% падения объема рынка автомашин в количественном выражении рынок автокредитования снизился в 1-м полугодии 2009 г. в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

За полгода было выдано около 16 тыс. льготных автокредитов на покупку автомобилей — только около 10% от всех выданных кредитов. Кстати, число заявок на получение подобного рода кредитов приблизительно в два раза больше.

В целом около 2% автомобилей, реализованных в 1-м полугодии 2009 г., были проданы с использованием субсидируемых государством процентных ставок по кредиту. Четыре из пяти таких кредитов выдаются на покупку продукции АВТОВАЗа.

Многие автопроизводители (как российские, так и зарубежные) совместно с банками-партнерами запустили собственные программы по льготному кредитованию.

В связи с расширением программы государственной поддержки автокредитования (увеличение максимальной стоимости автомобиля, снижение первоначального взноса, расширение списка банков-участников) можно предположить оживление рынка автокредитования в 2-м полугодии 2009 г.

Аналитики подчеркивают, что отрицательное воздействие мирового кризиса для российского автопрома стало одним из наиболее сильных в глобальной экономике, чему способствовали предшествующий быстрый рост рынка и значительное ослабление рубля.

Распродажи товарных запасов в 1-м полугодии года существенно поддержали уровень продаж. Но во второй половине года влияние запасов на динамику рынка не будет столь существенным.

На многих рынках роль государства становится более значимой, поэтому в краткосрочной перспективе динамика российского рынка во многом будет определяться стимулами, используемыми властями. Стимулирование замены старых автомобилей стало достаточно действенной мерой для поддержки продаж на многих рынках (яркий пример — Германия).

На отечественном рынке наиболее успешно противостоят кризису компании, производящие автомобили иностранных брендов на территории России. По сравнению с 1-м полугодием 2008 г. они увеличили свою долю в количественном выражении с 18 до 26%.

В условиях неопределенности крайне сложно с достаточным уровнем надежности прогнозировать продажи даже на следующие полгода. В базовом сценарии падение продаж автомобилей составит 50% в количественном выражении. То есть объем продаж будет около 1,6 млн штук. При пессимистическом сценарии падение достигнет 60% при объеме рынка 1,3 млн штук.