Негативные последствия кризиса для отечественного автомобильного рынка оказались одними из самых заметных в мире. В этих условиях, свидетельствует «Прайсвотерхаускуперс», наиболее успешно работают компании, производящие машины иностранных брендов на территории России.
В последнее время, отмечается в исследовании консалтинговой компании «Прайсвотерхаускуперс», существенно изменилась средняя стоимость автомобилей во всех рассматриваемых сегментах. Причины: значительное изменение курса рубля, масштабные дисконтные продажи, высокая доля машин, произведенных в 2008 г., в продажах текущего года, повышение таможенных пошлин.
Таблица
Автомобильный рынок: итоги 1-го полугодия 2009 г.
Категория автомобилей |
1-е полугодие 2009 г. |
1-е полугодие 2008 г. |
Изменение |
1-е полугодие 2009 г. |
1-е полугодие 2008 г. |
Изменение |
тыс. шт. |
тыс. шт. |
% |
млрд долл. |
млрд долл. |
% | |
Российские автомобили |
200 |
380 |
–47 |
1,6 |
3,5 |
–54 |
Иномарки российского производства |
190 |
290 |
–34 |
2,9 |
4,8 |
–40 |
Импорт новых автомобилей |
345 |
785 |
–56 |
8,2 |
22,2 |
–64 |
Импорт подержанных машин |
8 |
190 |
–96 |
0,1 |
3,3 |
–97 |
Итого |
743 |
1645 |
–55 |
12,8 |
33,8 |
–62 |
Источники: Госкомстат, ГТК, АСМ-холдинг, АЕБ, PWC
Средняя стоимость автомобиля в долларах США уменьшилась на 16% и увеличилась на 13% в рублях. При этом машины, произведенные в России, продаются лучше других категорий автомобилей в количественном и денежном выражении.
Товарные запасы явились важным, но краткосрочным стимулом для рынка. Они вызвали существенную ценовую конкуренцию в 1-м полугодии 2009 г. и удержали продажи от еще большего падения. В последующие шесть месяцев влияние запасов на динамику рынка, по мнению экспертов, не будет столь заметным.
Объем рынка в количественном и денежном выражении падает, и пока темпы падения возрастают. Причем аналитики не ожидают резкой положительной динамики рынка в первую очередь по причинам исчерпания складских запасов (которые продавались со значительным дисконтом), дальнейшего роста уровня безработицы, снижения потребительской уверенности.
Снижение российского автомобильного рынка в 1-м полугодии было существенно больше в отличие от крупнейших рынков Европы. По итогам первых шести месяцев Россия заняла 5-е место среди стран Старого Света по продажам новых автомобилей.
Внутреннее производство (российских и зарубежных брендов) вследствие затоваривания складов и снижения спроса на продукцию было вынуждено значительно снизить объемы выпуска.
В I квартале 2009 г. сокращение составило 63% по сравнению с аналогичным периодом 2008го, в II — 58%. По итогам 1-го полугодия объем производства традиционных российских брендов уменьшился на 65%, зарубежных — на 53%.
В течение последних семи лет в нашу страну пришло значительное число иностранных производителей машин. Тем не менее длительное время доля автомобилей, выпущенных в России, в общем объеме продаж снижалась в денежном и количественном выражении.
Но повышение таможенных ставок, девальвация рубля, льготное кредитование автомобилей, произведенных в России, снижение таможенных пошлин на импорт автокомпонентов для предприятий, собирающих автомобили внутри страны, существенным образом увеличило долю (как в количественном, так и в денежном выражении) машин, собранных в России.
При оптимистическом развитии событий, заверяют эксперты, объемы внутреннего производства легковых автомобилей в РФ могут выйти на докризисный уровень к 2011 г.
В 1м полугодии 2009 г. чуть менее 20% автомобилей продавалось в кредит (для сравнения: в 1-м полугодии 2008 г. — более 50%). В денежном выражении этот показатель составил 17% (в 1-м полугодии 2008 г. — 35%). Таким образом, с учетом 55% падения объема рынка автомашин в количественном выражении рынок автокредитования снизился в 1-м полугодии 2009 г. в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
За полгода было выдано около 16 тыс. льготных автокредитов на покупку автомобилей — только около 10% от всех выданных кредитов. Кстати, число заявок на получение подобного рода кредитов приблизительно в два раза больше.
В целом около 2% автомобилей, реализованных в 1-м полугодии 2009 г., были проданы с использованием субсидируемых государством процентных ставок по кредиту. Четыре из пяти таких кредитов выдаются на покупку продукции АВТОВАЗа.
Многие автопроизводители (как российские, так и зарубежные) совместно с банками-партнерами запустили собственные программы по льготному кредитованию.
В связи с расширением программы государственной поддержки автокредитования (увеличение максимальной стоимости автомобиля, снижение первоначального взноса, расширение списка банков-участников) можно предположить оживление рынка автокредитования в 2-м полугодии 2009 г.
Аналитики подчеркивают, что отрицательное воздействие мирового кризиса для российского автопрома стало одним из наиболее сильных в глобальной экономике, чему способствовали предшествующий быстрый рост рынка и значительное ослабление рубля.
Распродажи товарных запасов в 1-м полугодии года существенно поддержали уровень продаж. Но во второй половине года влияние запасов на динамику рынка не будет столь существенным.
На многих рынках роль государства становится более значимой, поэтому в краткосрочной перспективе динамика российского рынка во многом будет определяться стимулами, используемыми властями. Стимулирование замены старых автомобилей стало достаточно действенной мерой для поддержки продаж на многих рынках (яркий пример — Германия).
На отечественном рынке наиболее успешно противостоят кризису компании, производящие автомобили иностранных брендов на территории России. По сравнению с 1-м полугодием 2008 г. они увеличили свою долю в количественном выражении с 18 до 26%.
В условиях неопределенности крайне сложно с достаточным уровнем надежности прогнозировать продажи даже на следующие полгода. В базовом сценарии падение продаж автомобилей составит 50% в количественном выражении. То есть объем продаж будет около 1,6 млн штук. При пессимистическом сценарии падение достигнет 60% при объеме рынка 1,3 млн штук.