Борьба с кризисом подхлестнула активность федерального центра, нацеленную на контроль за деятельностью региональных властей. Количество контрольных индикаторов уже перевалило за 600 и растет темпами, не сопоставимыми с динамикой ВВП. Одновременно стремительно увеличиваются расходы на содержание правительства и других федеральных структур.
Власти многих регионов уже обращались с просьбой остановить бумажный вал отчетных показателей. Но правительство стоит на своем: информация от субъектов РФ должна поступать точно в срок. Иначе будут сокращаться бюджетные трансферты и инвестиции на развитие регионов. По меткому выражению министра экономики Татарстана Марата Сафиуллина, получая большое количество индикаторов, Кабинет министров испытывает иллюзию управляемости регионов.
За иллюзией бурной деятельности стоят реальные денежные траты на госуправление. Их скрупулезно подсчитали в ФБК.
В январе — июне текущего года содержание чиновников обошлось каждому россиянину в 711 руб. (рост к аналогичному периоду прошлого года — 10,4%). За год набегает 1422 руб. Сумма немалая, особенно для жителей многих регионов, где средняя зарплата ниже 10 тыс. руб.
На разных уровнях административной вертикали размер расходов на содержание госслужащих сильно отличается, причем чиновники различных этажей власти любят кивать друг на друга. Премьер-министр Владимир Путин недавно в Кисловодске обрушился на региональные власти с упреками в раздувании расходов на содержание местных администраций. Поиск «стрелочников» в глубинке понятен. Если судить по словам представителей федеральной власти, то едва ли все беды от нерадивости местных исполнителей и от того, что они постоянно вздувают свои расходы. Но статистика показывает иное.
Расходы на государственное управление на федеральном уровне в январе — июне нынешнего года составляли 131 504 884 906 руб. Прибавка по сравнению с прошлым годом — 16,4%. Затраты на функционирование правительства за это же время подскочили на 37,9% и взяли планку в 1 млрд руб. (1 371 336 426 руб.).
Чуть меньший рост наблюдался в расходах на функционирование нашего президента (22,9%). Зато общая сумма президентских трат втрое превышает правительственные расходы — 3 645 837 680 руб.
На этом фоне весьма скромным выглядит рост затрат региональных бюджетов на функционирование местных властей: он в разы меньше показателей федерального центра — 3,8%.
Но не везде местные чиновники тормозили свои траты в нынешнем кризисном году. В Республике Саха их рост составил 34,4%, в Ненецком АО — 34,1, Новгородской области — 33,9%. Но в некоторых субъектах власти сокращали расходы на госуправление: в Башкортостане — на 19,7%, Бурятии — на 16,9, Татарстане — на 15,0%.
Расходы на госуправление
Показатель |
Январь — июнь
|
Январь — июнь
|
Абсолютное
|
2009 г. в % к 2008 г.* |
Численность населения (на 1 января) |
142 008 838 |
141 903 979 |
–104 859 |
99,9 |
Функционирование Президента РФ, руб. |
2 965 704 162 |
3 645 837 680 |
680 133 518 |
122,9 |
Функционирование законодательных (представительных)
|
2 958 526 857 |
3 025 998 931 |
67 472 074 |
102,3 |
Функционирование Правительства РФ, руб. |
994 413 842 |
1 371 436 426 |
377 022 584 |
137,9 |
Судебная система, руб. |
35 367 991 260 |
41 674 416 022 |
6 306 424 762 |
117,8 |
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых
|
70 678 403 262 |
81 787 195 847 |
11 108 792 585 |
115,7 |
Расходы на госуправление, руб. |
112 965 039 383 |
131 504 884 906 |
18 539 845 523 |
116,4 |
Расходы на госуправление / бюджетные расходы, всего, % |
3,8 |
3,4 |
–0,4 |
— |
Расходы на госуправление / численность населения,
|
795 |
927 |
131 |
116,5 |
*Январь — июнь 2009 г. в % к январю — июню 2008 г. Источник: Росстат, Федеральное казначейство, ФБК
Федеральная власть, считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, могла бы брать пример с таких территорий. Вполне реально сократить расходы на госуправление на федеральном уровне на 10—15%. Надо установить лимит затрат на содержание чиновников в размере 3% от общего объема бюджетных расходов.
Так принято во многих развитых странах, в частности в Финляндии и Сингапуре. Кстати, в «бананово-лимонном» государстве ведомства в качестве целевых показателей используют всего три индикатора — добавленную стоимость, новые рабочие места и привлеченные инвестиции.