Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) недовольна качеством реализации программы обязательного медицинского страхования (ОМС) в России. В ходе проверки соблюдения органами исполнительной власти субьектов РФ антимонопольного законодательства в области внедрения программы ОМС служба выявила нарушения в 27 регионах.
Как оказалось, местные власти нередко ограничивали доступ частных медучреждений в программы ОМС. В результате усилий местных бюрократов негосударственные учреждения получали возможность заниматься ОМС лишь при отсутствии на подведомственной чиновникам территории муниципальных медучреждений.
В семи субъектах РФ к частным учреждениям здравоохранения применялись тарифы с понижающим коэффициентом на медицинские услуги. В нескольких областях ФАС России обнаружила нормативно-правовые акты, содержащие дополнительные требования к учреждениям для включения их в перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС (например, требование получить согласие от главы местного управления). В подавляющем большинстве регионов отсутствуют механизмы, устанавливающие порядок включения в местные программы ОМС негосударственных учреждений.
Подобные нормативноправовые акты частично или полностью разработаны только в девяти регионах: в Дагестане, Ставропольском крае, Ярославской, Тверской, Архангельской и Волгоградской областях, Еврейской автономной области, Карелии, Санкт-Петербурге. Проблема с частными медучреждениями — общероссийская: в заявлении о результатах проверки ФАС России сообщает, что доступу частных учреждений в систему ОМС «препятствует отсутствие на федеральном уровне нормативноправовых актов, предусматривающих возможность включения частных учреждений здравоохранения в систему ОМС».
Развитию конкуренции не способствует письмо Минздравсоцразвития России от 31.12.2008 № 10407-ТГ «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009 г.». В соответствии с ним муниципальные учреждения здравоохранения получают преимущество при предоставлении в рамках ОМС первичной медикосанитарной помощи перед негосударственными медучреждениями.
Практически все региональные власти, получив с 2008 г. полномочия на лицензирование коммерческих медицинских предприятий, дружно принялись душить частный бизнес. В результате в Москве, например, только 2% малых предприятий работают в области медицины. Как отмечает антимонопольная служба, дело дошло до того, что и сами частные учреждения здравоохранения не рвутся участвовать в лечении больных в рамках системы ОМС.