Человек с «когтями» простым движением электрокусачек показал, что есть на самом деле реформа местного самоуправления в отдельно взятой Воронежской области, а по существу, во всех российских городах и весях, именуемых ныне муниципальными образованиями.
По распоряжению своего непосредственного начальства монтер посетил шесть сельских поселений Лискинского района, кстати сказать, не самого худшего в области, и отрезал провода от зданий сельских администраций и домов культуры в Бодеевке, Ковалево, Старой Хворостани, Тресоруково, Петровском, Почепском. Причем в Бодеевке и Тресоруково отключено и уличное освещение. Как утверждает директор Лискинских районных электросетей Евгений Кожевников, «за долги по потребленной электроэнергии».
Более того, в самих Лисках с 50-тысячным населением, расположенных всего в 30 км от Нововоронежской АЭС, улицы погружаются во мрак с трех часов ночи. Мэрия вынуждена пойти на это, несмотря на обеспокоенность — свою и населения — криминальной ситуацией в городе. Заместитель главы городского поселения «Город Лиски» Сергей Честикин признается с грустью: «Не от хорошей жизни мы пошли на это. С одной стороны, в регионе слишком дорогое электричество. С другой — такого уличного освещения, как в Лисках, нет ни в одном другом городе области. За год оно обходится городской казне в пять миллионов рублей. За три последних года мы заменили в уличных фонарях более тысячи обычных ламп на экономичные и долговечные. На сэкономленные деньги купили новые лампы. Но за ростом тарифов не угнаться, и резерв экономии исчерпан».
В смехотворных бюджетах сельских поселений черпать нечего. На освещение и то не хватает, однако их еще нагружают новыми полномочиями, не обеспеченными финансированием. Так, в этом году район передал селам полномочия по содержанию клубов и домов культуры в них. Но никто не сказал, где взять сельской казне дополнительные деньги на жизнеобеспечение культурных очагов.
Как существовало местное самоуправление на тощие налоги на имущество физических лиц и на земельные участки, так и продолжает существовать. Деньги, как известно, нужны каждый день, а налог на землю местные хозяйства могут уплатить только с выручки за собранный урожай. А она постоянно уменьшается из-за скачков цен на зерно, тарифов на электричество и горюче-смазочные материалы.
Вот и крутятся главы сельских администраций между молотом и наковальней. То ли потратить последнюю копейку на замену сгоревшего насоса в водяной скважине, то ли ветхую крышу на клубе починить, то ли долги за электричество погасить. В Селявенском поселении изза долгов по налогам компании «Домедко Хаксли» не только свет отключили, но и местным пожарным на четыре месяца зарплату задержали. А за такими нарушениями строго бдит прокуратура.
«Какой резерв я оставлю, если у нас весь годовой бюджет — три миллиона, а его дефицит — 500 тысяч? — разводит руками глава Петропавловской сельской администрации Виктор Баев. — В районе говорят: ищите спонсоров. Но что же это за власть, которая будет кормиться подачками? Да и где найдешь доброхотов в кризис. Даже депутат областной Думы, директор лучшего в ЦФО хозяйства СПК „Лискинский“ Александр Иванович Аносов говорит: потерпи, продам зерно нового урожая, помогу. Вот и молимся вместе, чтобы перекупщики его не обобрали».
В отличие от большинства российских регионов, где Закон о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) вступил в силу только в этом году, в Воронежской области он действует в полном объеме четвертый год. Результат: муниципалитеты все больше набивают себе синяки и шишки. И на темных улицах тоже. Главы городских и сельских поселений грустно шутят: «Местное самоуправление? Туши свет!»