Завершаем публикацию, посвященную изменениям, внесенным в Таможенный кодекс РФ Федеральным законом от 24.07.2009 № 207-ФЗ и вступающим в силу с 1 октября 2009 г.
Требование об уплате таможенных платежей
Таможня облегчила для себя процедуру принудительного взыскания таможенных платежей.
Так, по общему правилу согласно п. 4 ст. 348 Таможенного кодекса РФ (далее — Кодекс) до применения мер по принудительному взысканию таможенный орган обязан выставить требование об уплате таможенных платежей. Сейчас исключение (то есть взыскание без направления требования об уплате) возможно только при обращении взыскания на товары, в отношении которых таможенные платежи не уплачены, и только в двух случаях (п. 2 ст. 352 Кодекса):
-
если предельный срок хранения товаров на складе временного хранения или таможенном складе истек;
-
если лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, не установлено таможенными органами.
C 1 октября 2009 г. таких исключений станет больше. Предварительное направление требования об уплате также не потребуется:
-
при обращении взыскания на денежный залог (п. 3 ст. 351.1 Кодекса);
-
при обращении взыскания на авансовые платежи (п. 2 ст. 353 Кодекса);
-
если ответственным за уплату является иностранное лицо (п. 2 ст. 351.1 Кодекса);
-
если ответственным за уплату таможенных пошлин является таможенный орган (ст. 115 и 233 Кодекса).
Таможня упростила для себя и процедуру направления требования об уплате таможенных пошлин.
Сейчас согласно п. 3 ст. 350 Кодекса требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее десяти дней с даты обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
На первый взгляд новая редакция данной нормы также говорит о десятидневном сроке. Однако при дальнейшем изучении поправок обнаруживается, что при нарушении требований и условий таможенных процедур (таможенных режимов), которое влечет за собой обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее года после дня обнаружения указанного нарушения. Днем обнаружения нарушения требований и условий таможенных процедур (таможенных режимов) считается день, когда составлен протокол об административном правонарушении, либо день, когда истек срок действия таможенного режима или применения таможенной процедуры, если на этот день лицо должно совершить действия в связи с завершением таможенного режима или применения таможенной процедуры.
Формулировка «нарушении требований и условий таможенных процедур/режимов» более чем размытая. При желании под нее можно подвести все что угодно, включая неправильное исчисление таможенных платежей при ввозе товара, ведь уплата пошлин является условием для выпуска товара.
Изменен срок исполнения требования об уплате. Основной срок, установленный в п. 4 ст. 350 Кодекса (не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня получения требования), остался прежним. Но этот срок сейчас применяется и к уточненным требованиям. С 1 октября 2009 г. уточненное требование должно быть исполнено в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
Письма в два адреса
В одной из прошлых публикаций уже говорилось, что рассматриваемые поправки в Кодекс установили солидарную ответственность таможенного брокера и декларанта за уплату таможенных платежей. Но это не все.
Согласно новой норме, закрепленной в п. 4.1 ст. 348 Кодекса, требование об уплате таможенных платежей направляется одновременно таможенному брокеру и декларанту. Но процедуры согласования действий названных лиц не предусмотрено.
На практике это может привести к тому, что и брокер, и декларант исполнят требование. В результате будет иметь место двойное взыскание таможенных платежей за одно и то же действие. Доказать факт излишней уплаты для ее возврата или зачета будет сложно: потребуются документы от второй стороны (декларанта или брокера), которая также захочет вернуть уплаченную сумму… Пока стороны будут выяснять отношения, излишне взысканная сумма зависнет на счетах таможни.
В такой ситуации участникам ВЭД можно порекомендовать выработать схему взаимодействия с таможенным брокером, оформляющим груз. Если декларант получает требование об уплате таможенных платежей, нужно сразу обращаться к брокеру и с ним решать, кто именно будет их вносить. Еще лучше предусмотреть соответствующие положения в договоре с таможенным брокером.
Взыскание за счет средств на банковских счетах (бесспорное)
Таможня облегчила себе жизнь и с данным способом принудительного взыскания таможенных платежей.
Сейчас на основании п. 2 ст. 351 Кодекса решение о бесспорном взыскании таможенный орган принимает не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей.
С 1 октября 2009 г. этот срок составит 60 календарных дней. Причем направить в банк инкассовое поручение (распоряжение) таможенный орган вправе в течение месяца со дня принятия решения о бесспорном взыскании. За это время декларант может самостоятельно погасить задолженность, но банк обязан будет исполнить инкассовое поручение таможни и в этом случае.
Приостановление операций по счетам
Новое средство для обеспечения исполнения решения о бесспорном взыскании — приостановление операций по счетам плательщика таможенных пошлин (ст. 351.2 Кодекса). Эта процедура подразумевает прекращение банком расходных операций по счетам лица, задолжавшего таможне, в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций (то есть в пределах суммы задолженности).
Решение о приостановлении операций по счетам принимает начальник таможенного органа (или лицо, его замещающее), направивший требование об уплате таможенных платежей в случае неисполнения плательщиком такого требования.
Подчеркнем, что решение о приостановлении операций по счетам не может быть принято до вынесения решения о бесспорном взыскании.
Снять ограничение с банковских счетов таможня обязана в течение двух рабочих дней после получения от банка информации, что на счетах плательщика в банке достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании.
Если таможня в названный срок не уложилась, на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты (в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ), подлежащие перечислению плательщику таможенных пошлин, налогов (организациям или индивидуальным предпринимателям) за каждый календарный день нарушения указанных сроков. Одно плохо: привлечь таможню к ответственности подобным образом можно только с 1 января 2010 г.
Таможенный арест
Таможня получила право на применение ареста в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет иного имущества плательщика (ст. 351.3 Кодекса).
Порядок ареста традиционный: он санкционируется прокурором, а решение о наложении ареста (в виде постановления) принимает начальник таможенного органа.
Арест может быть полным или частичным. Различие в том, что при полном аресте распоряжение имуществом запрещено вовсе, а при частичном — допускается с разрешения и под контролем таможенного органа.
Перманентный возврат
В настоящее время с возвратом излишне уплаченных/взысканных платежей и возвратом денежного залога все достаточно просто: участник ВЭД подает в пределах установленного срока соответствующее заявление, прилагает к нему необходимые документы и ждет возврата сумм. Таможня не имеет права отказать в приеме заявления или вернуть его, даже если оно оформлено неправильно или отсутствуют необходимые дополнительные документы. То есть таможня обязана сначала принять заявление, а уже потом запрашивать дополнительную информацию.
С 1 октября 2009 г. все изменится. Заявление о возврате излишне уплаченных/взысканных платежей при отсутствии в нем требуемых сведений и непредставлении необходимых документов подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. На возврат отводится пять рабочих дней со дня поступления заявления в таможенный орган (п. 2 ст. 355 Кодекса).
Аналогично таможня может вернуть участнику ВЭД и заявление о возврате денежного залога при отсутствии требуемых сведений и непредставлении таможенной расписки и документов, подтверждающих исполнение обязательств, обеспеченных денежных залогом. И в этом случае потребуется мотивированное объяснение в письменной форме причин, по которым невозможно рассмотреть заявление. Срок возврата такой же — пять рабочих дней со дня поступления заявления в таможенный орган (ст. 357 Кодекса).
На первый взгляд в процедуре возврата заявления нет ничего страшного, ведь плательщик вправе обратиться с ним повторно. Но дело в том, что срок возврата ограничен:
для возврата излишне уплаченных/взысканных платежей тремя годами с момента уплаты/взыскания (п. 2 ст. 355 Кодекса);
для возврата денежного залога тремя годами со дня, следующего за днем исполнения обязательства, обеспеченного залогом (п. 1 ст. 357 Кодекса).
И нигде не сказано, что с момента возврата заявления срок на его подачу начинает отсчитываться заново или подача возвращенного заявления прерывает течение пресекательного срока.
Значит, таможня сможет под разными предлогами возвращать заявление в ситуации, когда до истечения установленного срока осталось немного времени, и в конечном итоге… отказать в возврате, перечислив все «невостребованные» суммы в федеральный бюджет.
Участникам ВЭД можно посоветовать только одно: не тянуть с подачей подобных заявлений и оставлять достаточно времени на случай их возврата.