В письме от 15.07.2009 № 14‑111/32689 «О направлении разъяснений» ФТС России признала незаконными отказы банков в представлении документов и информации по запросам таможенных органов.
Таможенные органы согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) являются агентами валютного контроля. Они вправе запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов (включая уполномоченные банки) документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ).
Так, для проведения таможенного контроля таможенные органы могут получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с ВЭД и уплатой таможенных платежей операциях плательщиков таможенных платежей, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков. Об этом сказано в п. 3 ст. 363 Таможенного кодекса РФ.
В то же время согласно п. 6 ст. 22 Закона № 173-ФЗ банки передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России. Пока такого порядка нет, банки считают, что сведения передавать нельзя. Кроме того, отказывая таможенным органам, банки ссылаются на необходимость сохранения банковской тайны.
В результате таможенники лишаются возможности привлекать участников ВЭД к ответственности за нарушение валютного законодательства, поскольку не могут процессуально подтвердить совершенное резидентом правонарушение.
По мнению ФТС России, сам по себе факт отсутствия установленного ЦБ РФ порядка передачи банками информации таможенным органам не может служить основанием для отказа в представлении запрашиваемых документов и сведений. В этом случае таможенный орган вправе запросить любой документ, связанный с контролируемыми валютными операциями, если он входит в перечень, содержащийся в п. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ. Это справки по операциям и счетам юридического лица и индивидуальных предпринимателей, доверенности и установочные данные на лиц, представляющих интересы участника ВЭД в уполномоченном банке, в том числе копии банковской карточки, копии контракта с дополнениями и изменениями к нему, копии ГТД, представленных в банк в качестве подтверждающих документов, ведомости банковского контроля, копии документов, подтверждающих совершение валютных операций, в том числе SWIFT-послания.
Отказ банков со ссылкой на сохранение банковской тайны ФТС России считает необоснованным. Таможенные органы запрашивают копии документов, касающихся уже имеющейся у них информации. Она поступает в соответствии с Соглашением от 28.11.2006 № 01-48/12 «Об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы» в электронном виде из Банка России и хранится в центральной базе данных валютного контроля ФТС России (включая паспорта сделок и ведомости банковского контроля). Таможне необходимы только надлежащим образом заверенные копии этих документов.
В письме приводится и порядок действий таможен в случае получения отказа. Сначала в банк направляется повторный запрос, в котором указываются конкретные признаки предполагаемых валютных правонарушений. Банку следует напомнить и об административной ответственности за непредставление в таможенный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим таможенным органом его законной деятельности (ст. 19.7 КоАП РФ). При получении очередного отказа банка возбуждается дело об административном правонарушении по этой статье КоАП РФ.
Дальнейшую проверку нарушений участников ВЭД рекомендовано проводить во взаимодействии с территориальным органом Федеральной службы финансовобюджетного надзора, в регионе деятельности которого осуществлена государственная регистрация участника ВЭД. Эта служба имеет полное право запрашивать и получать от банков необходимые документы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации».