Сегодня каждый плательщик ЕНВД сам решает, применять контрольно-кассовую технику или нет. Все с нетерпением ждали принятия Федерального закона от 17.07.2009 № 162-ФЗ. Казалось бы, для «вмененщиков» жизнь без ККТ должна стать легче, но это не так. Возникло множество вопросов. Например, нужно ли снимать ККТ с учета в налоговых органах? Можно ли использовать снятую с учета технику без сервисного контракта на обслуживание?
Отказ от ККТ: как не нарушить закон
Сразу оговоримся, плательщиков ЕНВД не заставляют отказываться от применения ККТ. В пункте 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ) о таких налогоплательщиках сказано: «...могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».
Плательщик ЕНВД, который отказывается применять ККТ, по требованию покупателя (клиента) обязан выдать ему товарный чек, квитанцию или любой другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ).
Иными словами, если покупатель не требует подтверждающий документ, продавец вправе его не выдавать. Это ненаказуемо. Но если покупатель потребовал подтверждения, продавец должен быть готов в момент оплаты товара выдать соответствующий документ. Обязательная форма такого документа (в отличие от формы бланка строгой отчетности) не установлена, нет у него и официального названия. Правда, перечень обязательных сведений известен (п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ):
-
наименование документа;
-
порядковый номер документа, дата его выдачи;
-
наименование для организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);
-
ИНН налогоплательщика, выдавшего документ;
-
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
-
сумма оплаты (в рублях);
-
должность, фамилия и инициалы лица, выдавшего документ, и его личная подпись.
За несоблюдение этих требований продавца (плательщика ЕНВД) можно привлечь к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Размер штрафа такой же, как и за неприменение ККТ.
Поскольку выдаваемый документ должен содержать порядковый номер, по логике налогоплательщик должен вести отдельный учет выданных документов. И на рынке уже появились «специальные аппараты для плательщиков ЕНВД», которые печатают товарные чеки, удовлетворяющие перечисленным требованиям.
Контролировать соблюдение требований о выдаче покупателю подтверждающего документа будут налоговики (ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 162-ФЗ; далее — Закон № 162-ФЗ). Они же будут привлекать предпринимателей к административной ответственности за нарушение названных требований (п. 1 ст. 23.5 КоАП РФ). Закрепляя за налоговиками подобную обязанность, законодатель не установил методы и способы осуществления контроля. Нетрудно предположить, что одним из них станет пресловутая контрольная закупка.
Нужно ли снимать ККТ с учета
Плательщикам ЕНВД, которые откажутся от применения ККТ, придется решать и другие вопросы. Например, уведомлять ли налоговую инспекцию, в которой зарегистрирован кассовый аппарат, об отказе? Снимать ли аппарат с регистрационного учета?
Ни в Законе о ККТ, ни в Положении о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее — Положение), не сказано, как должен поступить с зарегистрированной ККТ плательщик ЕНВД, который решил отказаться от ее применения.
Если понимать закон буквально, налогоплательщик вправе перестать пробивать кассовые чеки и начать выписывать покупателям документы, подтверждающие оплату товара. Налоговый орган об отказе в применении ККТ можно не уведомлять, а ККТ с учета не снимать.
Тем не менее у чиновников налоговой службы на этот счет другое мнение. По их утверждению (правда, высказанному неофициально) просто перестать использовать в деятельности ККТ плательщик ЕНВД не может. Приняв такое решение, он должен снять кассовый аппарат с учета в налоговом органе. И пока это не сделано, налоговые инспекторы имеют право проверять применение ККТ и налагать соответствующие штрафы по
ст. 14.5 КоАП РФ.
По нашему мнению, позиция налоговиков спорна. Ведь в Законе № 162-ФЗ не указано на необходимость подтверждения «вмененщиком» права на применение ККТ, равно как и на необходимость снятия ее с учета. Поэтому вполне возможно, что проверять налогоплательщиков, если они не сняли с регистрации ККТ, налоговики могут, а штрафовать — нет.
В любом случае во избежание проблем имеет смысл сразу после принятия решения об отказе от ККТ обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о снятии техники с учета. Согласно ст. 16 Положения эта процедура осуществляется по заявлению пользователя в течение пяти рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована ККТ. Заявление составляется в произвольной форме. Помимо данных о снимаемых с учета кассовых аппаратах необходимо указать причину их снятия с учета. К заявлению также следует приложить паспорт ККТ и карточку регистрации.
Рекомендуем дополнительно приложить журнал кассира-операциониста, последний Z-отчет, акты на ремонт ККТ (если таковой проводился).
Не стоит забывать и о том, что техника, снимаемая с учета, должна быть исправна. В противном случае необходимо получить заключение центра технического обслуживания о причинах неисправности и приложить его к заявлению.
С момента, когда контрольнокассовая техника будет снята с регистрационного учета, «вмененщик» должен выдавать покупателям по их требованию подтверждающие оплату документы и вести их учет.
Для управленческих целей
У многих «вмененщиков» возникает вопрос: можно ли им сохранить ККТ и использовать ее в управленческих целях? Например, выбивать, но не выдавать покупателю чек, используя его для внутреннего учета. Фактически речь идет о внутреннем контроле за проданным товаром и персоналом, который принимает денежные средства.
На основании полученных по чекам данных гораздо легче отследить движение товара, оценить спрос на существующий ассортимент, определиться с закупками в будущем, проконтролировать действия сотрудников.
В связи с этим «вмененщики» должны знать, снимать ли старую ККТ с регистрации или сразу переводить ее в режим «управленческого учета», а покупателям, как положено, выдавать подтверждающие документы? Или отказ от применения ККТ означает невозможность ее использования в любых целях? Необходимо ли сервисное обслуживание, если ККТ применяется только для управленческого учета?
Закон о ККТ ответов на эти вопросы не дает, официальных разъяснений контролирующих органов пока тоже нет. Тем более что на законодательном уровне не существует такого понятия, как использование ККТ в управленческих целях.
Чиновники налоговой службы неофициально дали такую рекомендацию. Если плательщик ЕНВД намерен отказаться от применения ККТ в расчетах с покупателями, но сохранить ее для внутреннего контроля, надо снять технику с регистрационного учета в налоговых органах. Но кассовые чеки, пробитые на таком аппарате, не могут быть подтверждающими документами для покупателя. Поэтому необходимо выдавать покупателям по их требованию документы, соответствующие Закону о ККТ, в подтверждение оплаты. Сервисное обслуживание для снятой с учета техники не требуется, и налоговые инспекторы проверять ее не будут.
Справочно
Помимо плательщиков ЕНВД контрольно-кассовую технику могут не применять те, кто:
— оказывает возмездные услуги населению. В этом случае вместо кассового чека выдается бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона о ККТ);
— осуществляет специфические виды деятельности (их закрытый перечень определен в п. 3 ст. 2 Закона о ККТ). Например, продажа билетов в общественном транспорте;
— находится в отдаленных и труднодоступных местностях (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ).