Главы финансовых ведомств и председатели центробанков «Большой двадцатки» собираются 4—5 сентября в Лондоне, чтобы обсудить дальнейшие меры, направленные на стимулирование экономики и регулирование финансовых рынков. Накануне уже разгорелись бурные дебаты по бонусной теме.
Встреча министров финансов «Большой двадцатки» в Лондоне призвана стать прелюдией к саммиту G20 в Питтсбурге (США), который состоится в конце сентября. В Лондоне европейцы планировали выработать единую позицию. Пока не получается.
Ожидалось, что дискуссия развернется не только по бонусам, но и по вопросу, прекращать или продолжать господдержку компаний. Но за пару дней до начала встречи представители ведущих государств заявили единогласно: без господдержки экономики не простоят и пару месяцев. То есть денежно-кредитные власти ведущих государств мира не намерены прекращать поддержку экономик своих стран. Хотя министр финансов России Алексей Кудрин считает, что госфинансирование отечественной экономики уже находится на достаточном уровне и дальнейшее вливание в нее средств нецелесообразно.
Позиция руководителей финансово-экономических ведомств G20 в отношении госпомощи вряд ли серьезно измененится по сравнению с апрельским саммитом в Лондоне. Слишком слабые признаки восстановления наблюдаются в хозяйственных комплексах большинства государств.
Аналитики считают, что говорить о восстановлении ведущей экономики мира — США — также преждевременно. Повышение цен на сырьевые товары на международных рынках они объясняют спросом со стороны Китая. Поднебесная стремится сделать запасы природных ископаемых с прицелом на будущее. И рано делать выводы о долгосрочной тенденции увеличения цен на мировых сырьевых рынках.
Скорее всего центральные банки стран «Большой двадцатки» не откажутся от дополнительных мер, как было заявлено на апрельском саммите, пока в них будет необходимость. Будут задействованы все инструменты денежно-кредитной политики, в том числе нетрадиционные, если они не скажутся на ценовой стабильности.
Финансовые лидеры G20 также намерены не вносить изменения в сроки отказа от антикризисных мер и не свертывать в ближайшее время государственные программы помощи хозяйственным комплексам своих стран. Это поможет убедить рынки в предсказуемости государственной экономической политики и будет способствовать их стабильности.
Вторая анонсируемая тема переговоров руководителей финансово-экономических блоков правительств государств «Большой двадцатки» — ограничение бонусов банковским работникам и сотрудникам инвестиционных компаний — вызвала ожесточенные споры между странами континентальной Европы (они за ограничения) и британцами (против).
Президент Франции Николя Саркози заявил, что у лидеров европейских стран уже сформировалась согласованная позиция на этот счет и они намерены положить конец «премиальным» скандалам. Германия и Франция такие меры уже реализуют. Они приняли эти решения независимо от дальнейших действий других стран.
Французские банки теперь вынуждены ставить в известность государственные органы, ответственные за регулирование финансовых рынков, об объемах и методиках расчета премиальных своим топменеджерам. К подобным мерам французские власти прибегли после того, как банк BNP Paribas заплатил своим трейдерам бонусы в размере миллиарда евро.
Министр финансов Швеции Андерс Борг говорит: «Политикам очень важно дать всем ясно понять, что прежняя система премиальных должна быть отменена». Ему вторит бельгийский коллега Дидье Рейндерс: «Члены Евросоюза должны в этом вопросе действовать сообща, пытаясь привлечь к соглашению США и другие страны».
Но Британия противится введению ограничений на выплаты бонусов. Премьерминистр Гордон Браун откровенно говорит, что поддерживает идею выплат банкирам премиальных, если их поощряют за успехи в долговременной перспективе, а не на основе краткосрочных спекулятивных результатов.
В России на недопустимость выплаты премиальных руководителям государственных компаний в условиях экономического кризиса указывал Президент РФ Дмитрий Медведев и Председатель Правительства РФ Владимир Путин. После их публичных заявлений некоторые госкорпорации отказались от выдачи бонусов своим менеджерам. Но вскоре СМИ начали сообщать о новых крупных выплатах менеджерам даже не самых успешных компаний. Эксперты полагают, что попытки ограничить аппетиты «бонусополучателей» у нас не стали частью антикризисного механизма, который мог бы автоматически отфильтровывать полезные действия от вредных. Напротив, данные решения стали следствием управления экономикой в так называемом ручном режиме. Говорить о системных мерах в этом направлении и тем более законодательном ограничении премий руководителям банков и крупных компаний не приходится. То есть Россию пока нельзя считать ни сторонником континентальной позиции по тем же бонусам, ни союзником британцев. У нее свой путь.