«МегаФон» выпустил собственный VoIP-клиент, который позволяет абонентам компании пользоваться услугами IP-телефонии. Так ответил гендиректор «МегаФона» Валерий Ермаков на обвинения прессы в попытках пролоббировать запрет на использование IP-телефонии в России.
Претензии к сотовому оператору появились после выступления В. Ермакова на заседании комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по телекоммуникациям и информационным технологиям с предложением ввести регулирование работы иностранных компаний, предоставляющих россиянам услуги голосовой связи через Интернет, но не декларирующих свою деятельность в РФ. Не проходит и месяца, как одна из компаний «большой тройки» на словах как будто против новой технологии, а на самом деле активно осваивает ее, спешит представить новый продукт, чтобы в ближайшем будущем не отстать от конкурентов.
Опасения сотовых операторов понятны: рынок IP-телефонии расширяется гораздо быстрее, чем сектор традиционной голосовой связи. По прогнозам РСПП, к 2012 г. IP-телефония займет 40% голосового трафика. Уже осенью 2009 г. на рынке VoIP появится новый игрок: Wimaxоператор «Скартел» (бренд Yota) планирует выпустить программное обеспечение для звонков через Интернет. Компания обещает установить цены на звонки ниже, чем у конкурентов. Правда, чтобы воспользоваться услугами IP-телефонии «Скартела», нужно будет иметь специальный смартфон HTC MAX 4G (стоимость —22—27 тыс. руб.).
«Интернет в чистом виде как трафик уже никого не интересует. Сейчас он наполнен массой различных сервисов и приложений, которые являются альтернативой традиционной и мобильной телефонии. И для сотовых операторов, предоставляющих доступ в Интернет через свои сети, противоестественно, что они в интернет-пространстве должны считаться с уже существующим порядком», — отметил в разговоре с корреспондентом «ЭЖ» Сергей Кусов, PR-специалист компании SIPNET.
Основной прирост поклонников IPт-елефонии происходит за счет увеличения числа пользователей иностранных программных продуктов, владельцев которых сотовые компании считают недобросовестными конкурентами. Самые популярные из них Skype, ICQ, Google Talk, MSN Messenger, Yahoo Messenger и Gizmo. По данным TeleGeography, в 2008 г. число пользователей Skype в мире составило более 300 млн, за год их число увеличилось на 40%. В России Skype обслуживает более 2 млн пользователей. У российских провайдеров IP-услуг показатели скромнее. Например, у популярного отечественного сервиса SIPNET около 300 тыс. пользователей.
Чтобы удерживать абонентов и расширять клиентскую базу, российским операторам приходится учитывать ценовой уровень, установленный зарубежными компаниями. Потребителям это в радость: все больше людей звонят в другие города и страны, используя карточку доступа в IP-телефонию. Но телефонным компаниям обидно: пока они старательно отрабатывают старые технологии, составляют бизнес-планы и программы развития, появляется революционный продукт, который просто грозит сделать их услуги никому не нужными.
Еще больше, чем телефонисты, расстраиваются надзирающие бюрократы. Они готовы мириться с существованием российских VoIP-операторов (SIPNET, «Телфин», «Корбина», «Манго» и др.), работающих под их контролем. Отечественные компании обязаны соблюдать требования российского законодательства и российской бюрократии. То есть, например, не только платить налоги, но и в обязательном порядке устанавливать оборудование СОРМ (система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий). Вообще вся деятельность отечественных операторов тщательно регламентирована и строго контролируется чиновниками. И вдруг Skype.
Skype и другие иностранные операторы, предоставляющие свои услуги гражданам различных государств, в том числе россиянам, юридически не представлены в российском законодательстве и выпадают из-под его влияния. Отечественные регуляторы не могут предъявить им никаких требований: с одной стороны, деятельность иностранных IP-провайдеров сложно вписать в имеющиеся организационные схемы и правила регулирования, с другой — в отношении их нельзя организовать оперативно-разыскные мероприятия.
Так приход в Россию новой технологии создал редкую ситуацию единения отечественного бизнеса и отечественной бюрократии. По мнению сотовых операторов, сервисы с «неясным происхождением» получают возможность предоставлять демпинговые цены на свои услуги. По подозрениям чиновников, разговоры, не контролируемые спецуполномоченными, и переписка могут привести к ужасным последствиям, включая техногенные катастрофы и теракты. И чиновники, не способные «дотянуться» до заморских компаний, начинают закручивать гайки для российских операторов IP-телефонии, провоцируя тем самым развитие теневого сектора.
Возможно, преждевременны разговоры о скором уходе привычной нам телефонии. Некоторые эксперты в 2003 г. прогнозировали, что она канет в Лету в 2009 г., но пока этого не произошло.
Как показал опрос «ЭЖ», основная проблема, тормозящая развитие IP-телефонии в России, — слабое проникновение Интернета и его низкое качество во многих российских регионах, а также техническая безграмотность населения на местах. Граждане инертны, их пугают новшества. Об этом свидетельствуют исследования самих IP-операторов. На самом деле инертность мгновенно исчезнет, как только прозвучит вопрос: кто хочет платить за телефон в 20 раз меньше? Примерно такое ценовое предложение сделали потребителям за океаном, но не делают в нашей стране. В том числе под предлогом технической отсталости народа.
Чего действительно не хватает, так это беспроводного доступа к Интернету, чтобы интернет-телефонией можно было пользоваться как обычной сотовой связью.
В этом мы тоже отстали, например, из-за неохотного расставания военных с зарезервированными для них частотами: больше десяти лет они размышляли, пускать ли туда «гражданских». Но прогресс трудно остановить. И беспроводной доступ к Интернету развивается в России по двум направлениям.
Во-первых, интернет-провайдеры открывают новые точки доступа для абонентов сети в публичных местах, договариваясь с владельцами бизнес-центров, гостиниц, ресторанов. Помогают развивать удаленный доступ к Интернету и сотовые компании вопреки мнению о том, что они воинственно настроены не только к провайдерам IP-телефонии, но и к владельцам Wi-Fi-сетей. «В местах массового скопления потенциальных клиентов целенаправленно и самостоятельно развертывают сети Wi-Fi под своей торговой маркой. Это такой же добавочный сервис для абонентов, как, например, Wi-Fi от „КОМСТАР“ в холле отеля или кафе», — пояснили «ЭЖ» в пресс-службе «КОМСТАР-ОТС».
Wi-Fi-сети получили широкое развитие в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах-миллионниках, однако в менее развитые регионы этот опыт перенести не удалось.
«Что касается массового распространения технологии Wi-Fi, то здесь мы реализуем уникальную для нашей страны модель доступа: совместно с испанской компанией FON Wireless развиваем в Москве сегмент крупнейшей глобальной беспроводной социальной сети FON. Сейчас в столице насчитывется более 1265 зарегистрированных хот-спотов FON. В дальнейшем этот проект может быть распространен и на регионы РФ», — рассказали корреспонденту «ЭЖ» в «КОМСТАР-ОТС».
Чтобы стать участником этого проекта, пользователи услуг СТРИМ должны арендовать специальный Wi-Fi-роутер, зарегистрировать его и держать включенным. Это дает возможность подписчикам услуги «КОМСТАРFON» бесплатно выходить в Интернет в радиусе любой активной точки сети FON и получать бесплатный беспроводной доступ в сеть не только в Москве, но и во многих других странах мира (всего более 500 тыс. точек).
Чем шире распространение Интернета, тем больше вопросов легитимности работы связанных с ним сервисов. Для реализации стратегии импортозамещения отечественные операторы IP-телефонии могут добиваться одинакового регулирования. Однако существует и более эффективный путь — улучшение качества услуг, предоставление уникальных сервисов и запуск привлекательных программ лояльности пользователей.
Доходы от услуг связи в 1995—2008 гг. в фактически действовавших ценах, млрд руб. (1995 г. — трлн руб.)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Связь — всего,в том числе |
21,4 |
146,4 |
195,7 |
269,9 |
395,6 |
540,3 |
659,9 |
833,2 |
1035,9 |
1223,7 |
почтовая и спецсвязь |
4,1 |
12,5 |
16,5 |
21,3 |
28,7 |
34,3 |
42,7 |
53,7 |
68,3 |
86,8 |
документальная электросвязь |
1,0 |
8,2 |
13,0 |
14,9 |
25,6 |
37,3 |
48,6 |
64,2 |
82,1 |
109,9 |
междугородная, внутризоновая
|
8,9 |
46,8 |
56,4 |
68,6 |
72,1 |
79,1 |
78,5 |
96,8 |
113,3 |
124,4 |
местная телефонная связь |
5,9 |
32,0 |
40,0 |
56,6 |
72,7 |
88,0 |
105,8 |
118,6 |
133,9 |
138,3 |
предоставленная с таксофонов |
— |
2,1 |
2,5 |
2,3 |
2,7 |
2,2 |
1,5 |
0,8 |
0,2 |
— |
радиосвязь, радиовещание, телевидение, спутниковая связь и проводное вещание |
1,5 |
6,8 |
9,3 |
11,9 |
15,9 |
19,0 |
25,4 |
28,4 |
38,0 |
54,1 |
подвижная связь |
— |
37,4 |
56,8 |
92,5 |
140,2 |
221,8 |
282,9 |
380,2 |
456,1 |
544,3 |
присоединение и пропуск трафика |
— |
— |
— |
— |
34,6 |
54,8 |
71,3 |
85,1 |
136,9 |
164,9 |