Помню времена агитационно-пропагандистской идеологии единственной тогда в стране партии, когда предлагалось публично высказаться за изменения в управлении под слоганом: «Если бы я был директором». Не впадая в поиск аналогий, принимаю игру, предложенную редакцией уважаемого делового еженедельника.
Представить себя на месте человека, принимающего судьбоносные для государства решения, весьма забавно. Но ведь понимаешь: это только несбыточные мечты. Поэтому выбираю для себя иную ипостась, нежели предложила «ЭЖ» (№ 34, с. 22). К тому же я даже в грезах не хочу быть главой государства. А вот представить себя беседующим с ним могу.
Если бы я мог лично поговорить с Президентом РФ, то попросил бы его ответить на вопрос: «Как и в какой последовательности организовать работу, чтобы не упустить содержание реформы местного самоуправления?» И затем в зависимости от ответа предложил бы ему «дорожную карту» формирования результативной местной власти в Российской Федерации.
Международная практика наработала механизм решения подобного рода задач, известный как пространства совместных действий и дорожные карты этих пространств.
На мой взгляд, вполне реально президентским указом утвердить и у нас систему пространств и дорожную карту формирования эффективной местной власти. Конечно, неплохо было бы вначале обсудить с муниципальным сообществом и экспертными институтами параметры документов. Но поскольку в Администрации Президента РФ нет специальной структуры по развитию местного самоуправления, можно поручить правительству с привлечением Общественной палаты РФ подготовить проект указа, который можно обсудить на заседании Госсовета, на которое будут приглашены главы муниципальных образований разного калибра.
Такой указ, во-первых, даст правовую базу для отбора кадров по конкурсу в новое подразделение в структуре по качеству, глубине и профессионализму проработки, а не в силу близости к тем или иным центрам влияния в стране, как это сейчас практикуется. Во-вторых, он укажет населению и муниципальным деятелям ориентиры государственной политики на долгосрочную перспективу. В-третьих, документ установит объективные критерии для оценки деятельности всех должностных лиц государства. Ничего из перечисленного сейчас нет.
Согласно этому указу система пространства деятельности должна выглядеть так.
1. Разработка сервисной модели публичной власти в Российской Федерации.
2. Проведение эксперимента по отработке модели в пилотных субъектах РФ.
3. Подготовка благоприятных политикоправовых условий для реализации сервисной модели власти — «расчистка» законодательства РФ от антимуниципальных норм, противоречащих Европейской хартии местного самоуправления и актам Конституционного Суда РФ.
Дорожные карты пространств представлены на схеме.
Памятуя о том, что президент — человек сверхзанятый, я бы больше не занимал его время. Но обязательно отметил бы, что готов, как и большинство моих коллег — экспертов по муниципальному управлению, работать с любыми властными структурами, искренне стремящимися содействовать становлению подлинного народовластия в стране.