Бизнес привыкает жить на дне

| статьи | печать

Большинство экспертов считают, что стабилизация российской экономики произошла в первую очередь из-за влияния мировых рыночных факторов, а не благодаря усилиям государства.

Риски негативной экономической динамики нынешней осенью невелики. Причем самый большой из них связан с огромными бюджетными средствами, которые обрушатся до конца года на экономику и могут подхлестнуть инфляцию. Об этом говорилось и на заседании экономического клуба «Экспертиза кризиса» в РИА Новости, и во время визита министра финансов Алексея Кудрина в финансовую академию при Правительстве РФ, и в комментариях аналитиков СМИ.

Как полагает главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков, дно кризиса отечественная экономика нащупала в результате влияния рыночных сил, а не усилий государства. В отличие от развитых стран, где правительства сумели принять меры, направленные на оживление экономики, нашим предприятиям пришлось противостоять кризису в основном самостоятельно. Но в этом есть определенное преимущество. Равновесие, достигнутое под действием рыночных факторов, наиболее устойчиво, чем стабилизация под влиянием государственных стимулов, которые могут ослабнуть или совсем исчезнуть, когда в бюджете закончатся деньги.

Экономист Банка «Траст» Евгений Надоршин отмечает, что нерасторопность российского правительства, за которую еще весной чиновникам «влетело» от главы государства Дмитрия Медведева, на самом деле позитивно повлияла на развитие ситуации в экономике. Антикризисная программа продемонстрировала противоречия экономического блока Кабинета министров. Власти зачастую дезориентировали участников рынка.

Руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич даже сравнивает действия правительства с героем юмористической пьесы, который вскочил на коня и поскакал сразу во всех направлениях.

Но по оценке А. Кудрина, отечественная экономика начала выходить из кризиса. Отрадно. Впрочем, наш министр финансов в разное время высказывал диаметрально противоположные мнения о состоянии российского хозяйственного комплекса, иногда очень оптимистичные, чаще — пессимистичные.

Еще одна благая весть: в 2009 г. доходы федерального бюджета превысят прогнозируемые. Добавка в казну, по словам А. Кудрина, поступит вследствие увеличения цен на нефть. В текущем году стоимость основного товара российского экспорта составит 57 долл. за баррель, в 2010 г. — 58, в 2011 г. — 59, а в 2012-м перешагнет планку 60 долл. за баррель.

Об окончании рецессии в последних числах августа заявил и заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. Кстати, он первый в нашей стране, кто объявил о ее начале. «Уже в июне, а в июле еще с большей определенностью можно было говорить, что общий спад в экономике РФ завершился и она переходит к фазе оживления, как мы и предполагали раньше», — заметил чиновник.

Независимые аналитики уверены, что надеяться на скорое восстановление экономики не приходится. «Мы будем медленно ползти по дну, и сколько это продлится, сказать сложно», — размышляет о будущем отечественного хозяйственного комплекса научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

«Жить на дне неприятно, но постепенно привыкаешь», — вторит ему Е. Надоршин. Компании работают в условиях кризиса, находят новые заказы и обеспечивают их производство. Накопленные запасы уже проели, началось восстановление производства, но спрос пока падает.

Устойчивая позитивная динамика экономики возможна только при одновременном увеличении объемов производства, росте доходов граждан, платеже­способного спроса и расширения размеров кредитования, напоминает Е. Гурвич. Нам пока до этого далеко.

В следующем году, прогнозирует Е. Гавриленков, нас ждет позитивная экономическая динамика, но ее причиной может стать только низкая база 2009 г. Быстрому росту будут мешать фундаментальные факторы, в частности усиление государственного участия в экономике и выделение бюджетных средств нерентабельным компаниям.

Государственное субсидирование предприятий, подчеркивает ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, становится эффективным только при наличии двух условий — просьбы об отставке топ­-менеджеров таких компаний и представления реального плана их модернизации. Пока ничего подобного мы не наблюдаем, особенно у государственных предприятий.

«На мой взгляд, самый большой риск — отсутствие конкурентоспособности у наших производителей и консервация старой экономической модели, которая не меняется в процессе кризиса», — убежден главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.

Помочь предприятиям выйти из «стопора» может передача части заложенных активов кредиторам, полагают аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Результатом такой реструктуризации станет повышение рентабельности компаний, которая крайне важна в условиях низкого инвестиционного и потребительского спроса. Тогда возможно начало подъема российской экономики (см. таблицу).

Таблица

Начало подъема

2009 г.

2010 г.

III кв.

IV кв.

год

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

год

Бивалютная корзина (на конец квартала), %

37,0

36,6

36,6

36,3

36,0

35,8

35,6

35,6

Валовой внутренний продукт, %

–6,8

–5,1

–7,6

0,8

1,1

2,1

1,9

1,5

Промышленность, %

–12,6

–9,0

–13,7

–5,7

3,0

1,3

1,6

0,1

Инвестиции в основной капитал, %

–24,6

–10,2

–17,3

–0,6

1,2

2,6

3,6

2,2

Заработная плата, %

–5,9

–4,7

–4,1

–0,6

0,5

1,6

2,5

1,1

Реальные располагаемые доходы населения, %

–8,5

–4,9

–3,5

2,5

3,2

3,8

3,9

3,4

Оборот розничной торговли, %

–7,5

–4,9

–4,8

2,4

3,2

3,8

4,0

3,4

Экспорт, млрд долл.

80

91

297

71

75

82

95

323

Импорт, млрд долл.

55

64

201

34

39

62

73

208

Торговый баланс, млрд долл.

24

27

96

37

35

21

22

115

Источник: ЦМАКП

Риски резкого снижения курса рубля в условиях стабилизации экономики совсем невелики. «После завершения плавной девальвации заметно, что Центральный банк особенно не вмешивается. У нас сегодня курс рыночный. Зачем говорить о девальвации рубля? По­-моему, это абсолютно трезвая политика — привязываться к экономическим условиям», — уверен председатель совета директоров МДМбанка Олег Вьюгин.

Не стоит также беспокоиться и о корпоративном долге российских компаний. Большинство зарубежных кредиторов не стремятся к банкротству отечественных предприятий, поскольку не заинтересованы в получении их активов в собственность (слишком специфичны методы ведения бизнеса в России). Они предпочитают реструктуризировать задолженность наших фирм.

Нынешней осенью, по оценке многих экспертов, наиболее реальным становится риск, связанный с поступлением в экономику огромных сумм государственных средств, которые уже включены в бюджет-2009. Из запланированных девяти с лишним триллионов к бюджетополучателям за январь — июль попали всего лишь 40%. Оставшиеся деньги прольются щедрым потоком в октябре — ноябре текущего года.

«Я глубоко убежден, что, пока инфляция не снизится до приемлемых пределов, мы не начнем выходить из кризиса», — прогнозирует развитие ситуации в экономике Е. Ясин, и в принципе никто ему не возражает.

О том, что инфляция упадет хотя бы до 4—5% в год, в России пока никто не мечтает.