Регионы на грани банкротства («Экономика и жизнь», № 36, 2009 г.)

| статьи | печать

По официальным данным, пятая часть территории РФ — на пороге банкротства. Нигде четко не прописаны действия властей всех уровней в том случае, если начнутся дефолты.

Президент РФ Дмитрий Медведев не исключает

возможность отстранения губернаторов от должности,

но не за финансовый провал, а за отсутствие контроля

за ситуацией с безработицей и

задолженностью по зарплате:

«Или они сами будут заниматься этими

вопросами, или мне придется принимать решение

об их увольнении независимо от их заслуг».

По сути, предлагается два основных рецепта на случай банкротства регионов: от Минфина России — вводить внешнее управление, от верховной исполнительной власти — менять губернаторов. Ни в том, ни в другом рецепте четко не прописана юридическая процедура применения.

Между тем к 1 июля Минфин России насчитал 23 субъекта Федерации, которые испытывают дефицит бюджета. В Москве он равен 29,3 млрд, Красноярском крае — 12,4 млрд, Московской области — 3,3 млрд руб. По данным Минрегионразвития России, с начала года наибольшее падение доходов зафиксировано в Тюменской, Кемеровской, Челябинской и Самарской областях, Красноярском крае, Республике Удмуртия, Москве, Ханты-Мансийском автономном округе — Югра — от 16 до 29%.

По мнению аналитиков, Минфин и Минрегион России создают почву для введения в регионах внешнего финансового управления. К группе риска эксперты относят еще Астраханскую, Брянскую, Магаданскую и Московскую области, Камчатский край, Республику Чувашия, Чукотский автономный округ. В этих регионах соотношение государственного и муниципального долга и планируемых доходов субъекта превышало в начале лета 45%.

Прецедентов банкротства территорий пока не отмечено, но федеральное законодательство предусматривает возможность введения временной финансовой администрации в отдельно взятом субъекте Федерации. Согласно главе 19.1 Бюджетного кодекса РФ и федеральным законам от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россйской Федерации» и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дамоклов меч отлучения от власти висит над губернаторами с 1 января 2007 г., над главами муниципальных образований — с 1 января 2008-го.

В апреле Минфин России предложил вводить в субъектах РФ временную администрацию, как только просроченная задолженность превысит 10%. Это намного жестче предусматриваемого Бюджетным кодексом РФ уровня регионального дефолта — 30%. По мнению замминистра финансов Антона Силуанова, в условиях резкого падения налоговых доходов в некоторых регионах внешнее управление может понадобиться. Министр регионального развития Виктор Басаргин не исключает введение режима внешнего управления «при определенных условиях, касающихся состояния бюджета того или иного региона». По его оценке, лишь 8% территорий в этом году выполнят ранее принятые обязательства, в том числе по соцпрограммам.

По официальной статистике, 21% субъектов Федерации пребывает в преддефолтном состоянии. Значит, к ним может быть применена процедура назначения внешнего финансового управления. Однако на практике это почти нереально.

Предусмотрен такой механизм назначения внешнего финансового управляющего. Федеральное правительство подает иск в Высший арбитражный суд РФ. Суд выносит решение или отклоняет просьбу. При положительном решении временная администрация разрабатывает план восстановления платеже­способности, принимает новый бюджет региона и контролирует его исполнение. Но только в течение одного года. Механизм введения антикризисного управления в регионах не предполагает смещения губернатора с должности. Тот лишь передает часть полномочий московско­му назначенцу. Прикомандированный Москвой функционер должен давать согласие на исполнение губернатором обязанностей распорядителя бюджетных средств.

«Фактически внешнее управление территориями у нас невозможно, поскольку нет закона, аналогичного Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ „О  несостоятельности (банкротстве)“, — поясняют корреспонденту „ЭЖ“ эксперты саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. — А если принять подобный правовой акт, потребуется внесение дополнений в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ „Об исполнительном производстве“, а также в ряд документов».

«Практика показывает, что проще обойтись банальной отставкой губернаторов, пересадив их в кресло посла в чужой стране, как в случае с экс-главой Иркутской области, или федерального замминистра, как произошло с бывшим губернатором Ставропольского края», — комментируют ситуацию эксперты.

Снять главу региона юридически непросто. Например, согласно Указу Президента РФ от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» способность губернаторов управлять вверенными территориями оценивается по 42 пунктам. Но в указе не названы последствия неисполнения этих пунктов.

Получается, что руководители регионов сегодня обязаны беспокоиться о том, как оценивается их лояльность Кремлем, и о поддержании социальной стабильности во вверенном регионе через подготовку позитивных отчетов о ходе борьбы с безработицей и невыплатами зарплат. За провал работы по этим направлениям можно потерять кресло. Рост расходов местного бюджета при падении его доходов не является основанием, но может послужить поводом для отставки.

Мнения

Вячеслав Глазычев, член Общественной палаты РФ:

По идее, к осени должна произойти довольно сильная смена в губернаторском корпусе. По понятным причинам усугубилась драматичность положения прежних тяжеловесов: в Свердловской и Челябинской областях губернаторы засиделись изрядно. Отставки разумно было бы произвести пакетом, чтобы снять налет индивидуального отношения центра к тем или иным руководителям, объяснить ситуацию необходимостью прихода свежих сил для ускорения выхода из кризиса.

Максим Блант, экономический обозреватель:

Нет никакой надежды на то, что в обозримом будущем финансовое положение регионов и муниципалитетов кардинально улучшится. Резкое снижение налоговых поступлений едва ли сменится таким же резким ростом сборов. Банкротство одного из регионов может спровоцировать цепную реакцию на рынке, схожую с той, что наблюдалась в сентябре прошлого года. И «вторая волна» кризиса может накатить на Россию вовсе не с той стороны, откуда ее ждут Минфин и банковские аналитики. Рынок регионального и муниципального долга в России может представлять не меньшую угрозу, чем американский рынок ипотечных облигаций.

Сергей Обозов, доктор экономических наук:

Правильнее говорить не о банкротстве, а о механизме финансового оздоровления. Подобные планы уже были в Минфине относительно Якутии и еще двухтрех регионов. Если обсуждать официальное банкротство и появление внешнего управляющего от правительства РФ или конкретно от Минфина, то, конечно, нужен соответствующий закон. Закон, который вводил бы критерии понятия «банкротство» точно так же, как это делает закон о несостоятельности предприятий.

Александр Шаронов, председатель правления НБД-банка (г. Нижний Новгород):

Губернаторам трудно планировать деятельность администрации на среднесрочную перспективу в три­пять лет, не говоря уже о более длинных сроках. Поэтому, прежде чем вводить механизм финансового банкротства, надо четко определить правила, которые будут действовать как минимум десять лет. И только в рамках этого срока мы можем говорить о применении механизмов финансового банкротства.

 

Ренкинг российских регионов по остроте бюджетных проблем в 1-м полугодии 2009 г.

Чукотский авт.округ

5071316

7157691

-2086375

-41,1

1

Красноярский край

55534637

67893587

-12358949

-22,3

2

Вологодская область

17556025

20255945

-2699920

-15,4

3

Республика Карелия

11249202

12942048

-1692846

-15,0

4

Республика Северная Осетия-Алания

7718969

8683421

-964453

-12,5

5

Астраханская область

12796033

14022424

-1226391

-9,6

6

Архангельская область

22073271

24063657

-1990386

-9,0

7

Республика Коми

19335127

21059789

-1724662

-8,9

8

Удмуртская Республика

18047498

19432644

-1385146

-7,7

9

Липецкая область

14605578

15697719

-1092142

-7,5

10

г.Москва

493094359

522393013

-29298654

-5,9

11

Калужская область

12884390

13595267

-710877

-5,5

12

Нижегородская область

43178077

45318588

-2140512

-5,0

13

Камчатский край

16832338

17540313

-707975

-4,2

14

Ярославская область

20216592

21021583

-804991

-4,0

15

Челябинская область

38199049

39652447

-1453398

-3,8

16

Московская область

140256146

143596224

-3340078

-2,4

17

Ненецкий авт.округ

4266249

4354878

-88629

-2,1

18

Ставропольский край

29738735

30304571

-565835

-1,9

19

Новгородская область

10076107

10233098

-156991

-1,6

20

Кемеровская область

45276016

45675632

-399616

-0,9

21

Мурманская область

19895237

20024003

-128765

-0,6

22

Волгоградская область

30966916

31019909

-52992

-0,2

23

Самарская область

43537714

43130323

407390

0,9

24

Новосибирская область

40426566

40002251

424315

1,0

25

Белгородская область

25521520

25080133

441386

1,7

26

Свердловская область

66959038

65430728

1528310

2,3

27

Республика Адыгея

5405031

5252906

152125

2,8

28

Томская область

17302305

16702982

599324

3,5

29

Смоленская область

11395935

10991891

404045

3,5

30

Тульская область

18579564

17856384

723180

3,9

31

Республика Марий Эл

8644573

8305693

338880

3,9

32

Хабаровский край

28076451

26948476

1127976

4,0

33

Владимирская область

19203644

18391427

812217

4,2

34

Республика Саха (Якутия)

43345936

41510317

1835618

4,2

35

Краснодарский край

63247225

60549184

2698041

4,3

36

Омская область

25343386

24221090

1122296

4,4

37

Республика Калмыкия

4360941

4147577

213365

4,9

38

Чувашская Республика

15752119

14972176

779943

5,0

39

Пензенская область

18109185

17166946

942239

5,2

40

Карачаево-Черкесская Республика

5409561

5050209

359353

6,6

41

Ханты-Мансийский авт.округ - Югра

68845163

64157159

4688003

6,8

42

Оренбургская область

28556245

26607690

1948555

6,8

43

Ростовская область

50712501

47000162

3712339

7,3

44

Костромская область

9883444

9153211

730232

7,4

45

Орловская область

8993203

8304573

688629

7,7

46

Магаданская область

9087176

8378595

708581

7,8

47

г.Санкт-Петербург

141413826

130150244

11263582

8,0

48

Курганская область

12031710

11051293

980416

8,1

49

Пермский край

45501234

41740207

3761027

8,3

50

Кировская область

18911351

17279096

1632255

8,6

51

Амурская область

17701043

16144954

1556090

8,8

52

Тамбовская область

14746081

13420131

1325950

9,0

53

Саратовская область

32392310

29435544

2956767

9,1

54

Ленинградская область

28285022

25648119

2636903

9,3

55

Приморский край

34456152

30883164

3572988

10,4

56

Иркутская область

40656761

36399482

4257279

10,5

57

Рязанская область

15696773

14006024

1690749

10,8

58

Псковская область

9328092

8317745

1010347

10,8

59

Еврейская авт.область

3865982

3430161

435821

11,3

60

Республика Татарстан

63646545

56431287

7215258

11,3

61

Брянская область

15424349

13511637

1912712

12,4

62

Республика Тыва

7717413

6757034

960379

12,4

63

Калининградская область

15022246

13086054

1936192

12,9

64

Воронежская область

28203154

24345890

3857264

13,7

65

Забайкальский край

20240462

17399550

2840912

14,0

66

Республика Бурятия

18908877

16221299

2687578

14,2

67

Ивановская область

14564163

12481247

2082916

14,3

68

Курская область

14242785

12142203

2100582

14,7

69

Республика Хакасия

8834310

7524486

1309823

14,8

70

Республика Башкортостан

61040948

51915402

9125545

14,9

71

Тверская область

20821286

17621903

3199383

15,4

72

Республика Алтай

5965169

4952652

1012517

17,0

73

Республика Дагестан

32386642

26806321

5580321

17,2

74

Кабардино-Балкарская Республика

11477126

9314487

2162638

18,8

75

Тюменская область

51675364

41916033

9759331

18,9

76

Ульяновская область

17521975

14144584

3377391

19,3

77

Алтайский край

35092524

28127732

6964793

19,8

78

Республика Мордовия

12640862

9974147

2666715

21,1

79

Республика Ингушетия

6952103

5372207

1579897

22,7

80

Ямало-Ненецкий авт.округ

40943501

31483268

9460233

23,1

81

Чеченская Республика

31020907

23492218

7528689

24,3

82

Сахалинская область

34944918

22032962

12911956

36,9

83

Примечание: 1 — субъект РФ, 2 — объем доходов регионального бюджета, тыс. руб., 3 — объем расходов, тыс. руб., 4 — размер дефицита, тыс. руб., 5 — соотношение бюджетного дефицита к доходам регионального бюджета, %, 6 — занимаемое место по проблемности регионального бюджета (дефицит : доход), место.

— субъект РФ, — объем доходов регионального бюджета, тыс. руб., — объем расходов, тыс. руб., — размер дефицита, тыс. руб., — соотношение бюджетного дефицита к доходам регионального бюджета, %, — занимаемое место по проблемности регионального бюджета (дефицит : доход), место.

Ренкинг составлен на основе официальной сводки Росстата по предварительным даным Федерального казначейства. Методика составления ренкинга отличается от системы оценок деятельности исполнительных органов государственной власти Министерства финансов РФ.