По официальным данным, пятая часть территории РФ — на пороге банкротства. Нигде четко не прописаны действия властей всех уровней в том случае, если начнутся дефолты.
Президент РФ Дмитрий Медведев не исключает возможность отстранения губернаторов от должности, но не за финансовый провал, а за отсутствие контроля за ситуацией с безработицей и задолженностью по зарплате: «Или они сами будут заниматься этими вопросами, или мне придется принимать решение об их увольнении независимо от их заслуг». |
По сути, предлагается два основных рецепта на случай банкротства регионов: от Минфина России — вводить внешнее управление, от верховной исполнительной власти — менять губернаторов. Ни в том, ни в другом рецепте четко не прописана юридическая процедура применения.
Между тем к 1 июля Минфин России насчитал 23 субъекта Федерации, которые испытывают дефицит бюджета. В Москве он равен 29,3 млрд, Красноярском крае — 12,4 млрд, Московской области — 3,3 млрд руб. По данным Минрегионразвития России, с начала года наибольшее падение доходов зафиксировано в Тюменской, Кемеровской, Челябинской и Самарской областях, Красноярском крае, Республике Удмуртия, Москве, Ханты-Мансийском автономном округе — Югра — от 16 до 29%.
По мнению аналитиков, Минфин и Минрегион России создают почву для введения в регионах внешнего финансового управления. К группе риска эксперты относят еще Астраханскую, Брянскую, Магаданскую и Московскую области, Камчатский край, Республику Чувашия, Чукотский автономный округ. В этих регионах соотношение государственного и муниципального долга и планируемых доходов субъекта превышало в начале лета 45%.
Прецедентов банкротства территорий пока не отмечено, но федеральное законодательство предусматривает возможность введения временной финансовой администрации в отдельно взятом субъекте Федерации. Согласно главе 19.1 Бюджетного кодекса РФ и федеральным законам от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россйской Федерации» и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дамоклов меч отлучения от власти висит над губернаторами с 1 января 2007 г., над главами муниципальных образований — с 1 января 2008-го.
В апреле Минфин России предложил вводить в субъектах РФ временную администрацию, как только просроченная задолженность превысит 10%. Это намного жестче предусматриваемого Бюджетным кодексом РФ уровня регионального дефолта — 30%. По мнению замминистра финансов Антона Силуанова, в условиях резкого падения налоговых доходов в некоторых регионах внешнее управление может понадобиться. Министр регионального развития Виктор Басаргин не исключает введение режима внешнего управления «при определенных условиях, касающихся состояния бюджета того или иного региона». По его оценке, лишь 8% территорий в этом году выполнят ранее принятые обязательства, в том числе по соцпрограммам.
По официальной статистике, 21% субъектов Федерации пребывает в преддефолтном состоянии. Значит, к ним может быть применена процедура назначения внешнего финансового управления. Однако на практике это почти нереально.
Предусмотрен такой механизм назначения внешнего финансового управляющего. Федеральное правительство подает иск в Высший арбитражный суд РФ. Суд выносит решение или отклоняет просьбу. При положительном решении временная администрация разрабатывает план восстановления платежеспособности, принимает новый бюджет региона и контролирует его исполнение. Но только в течение одного года. Механизм введения антикризисного управления в регионах не предполагает смещения губернатора с должности. Тот лишь передает часть полномочий московскому назначенцу. Прикомандированный Москвой функционер должен давать согласие на исполнение губернатором обязанностей распорядителя бюджетных средств.
«Фактически внешнее управление территориями у нас невозможно, поскольку нет закона, аналогичного Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ „О несостоятельности (банкротстве)“, — поясняют корреспонденту „ЭЖ“ эксперты саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. — А если принять подобный правовой акт, потребуется внесение дополнений в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ „Об исполнительном производстве“, а также в ряд документов».
«Практика показывает, что проще обойтись банальной отставкой губернаторов, пересадив их в кресло посла в чужой стране, как в случае с экс-главой Иркутской области, или федерального замминистра, как произошло с бывшим губернатором Ставропольского края», — комментируют ситуацию эксперты.
Снять главу региона юридически непросто. Например, согласно Указу Президента РФ от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» способность губернаторов управлять вверенными территориями оценивается по 42 пунктам. Но в указе не названы последствия неисполнения этих пунктов.
Получается, что руководители регионов сегодня обязаны беспокоиться о том, как оценивается их лояльность Кремлем, и о поддержании социальной стабильности во вверенном регионе через подготовку позитивных отчетов о ходе борьбы с безработицей и невыплатами зарплат. За провал работы по этим направлениям можно потерять кресло. Рост расходов местного бюджета при падении его доходов не является основанием, но может послужить поводом для отставки.
Мнения
Вячеслав Глазычев, член Общественной палаты РФ:
По идее, к осени должна произойти довольно сильная смена в губернаторском корпусе. По понятным причинам усугубилась драматичность положения прежних тяжеловесов: в Свердловской и Челябинской областях губернаторы засиделись изрядно. Отставки разумно было бы произвести пакетом, чтобы снять налет индивидуального отношения центра к тем или иным руководителям, объяснить ситуацию необходимостью прихода свежих сил для ускорения выхода из кризиса.
Максим Блант, экономический обозреватель:
Нет никакой надежды на то, что в обозримом будущем финансовое положение регионов и муниципалитетов кардинально улучшится. Резкое снижение налоговых поступлений едва ли сменится таким же резким ростом сборов. Банкротство одного из регионов может спровоцировать цепную реакцию на рынке, схожую с той, что наблюдалась в сентябре прошлого года. И «вторая волна» кризиса может накатить на Россию вовсе не с той стороны, откуда ее ждут Минфин и банковские аналитики. Рынок регионального и муниципального долга в России может представлять не меньшую угрозу, чем американский рынок ипотечных облигаций.
Сергей Обозов, доктор экономических наук:
Правильнее говорить не о банкротстве, а о механизме финансового оздоровления. Подобные планы уже были в Минфине относительно Якутии и еще двухтрех регионов. Если обсуждать официальное банкротство и появление внешнего управляющего от правительства РФ или конкретно от Минфина, то, конечно, нужен соответствующий закон. Закон, который вводил бы критерии понятия «банкротство» точно так же, как это делает закон о несостоятельности предприятий.
Александр Шаронов, председатель правления НБД-банка (г. Нижний Новгород):
Губернаторам трудно планировать деятельность администрации на среднесрочную перспективу в трипять лет, не говоря уже о более длинных сроках. Поэтому, прежде чем вводить механизм финансового банкротства, надо четко определить правила, которые будут действовать как минимум десять лет. И только в рамках этого срока мы можем говорить о применении механизмов финансового банкротства.
Ренкинг российских регионов по остроте бюджетных проблем в 1-м полугодии 2009 г.
Чукотский авт.округ |
5071316 |
7157691 |
-2086375 |
-41,1 |
1 |
Красноярский край |
55534637 |
67893587 |
-12358949 |
-22,3 |
2 |
Вологодская область |
17556025 |
20255945 |
-2699920 |
-15,4 |
3 |
Республика Карелия |
11249202 |
12942048 |
-1692846 |
-15,0 |
4 |
Республика Северная Осетия-Алания |
7718969 |
8683421 |
-964453 |
-12,5 |
5 |
Астраханская область |
12796033 |
14022424 |
-1226391 |
-9,6 |
6 |
Архангельская область |
22073271 |
24063657 |
-1990386 |
-9,0 |
7 |
Республика Коми |
19335127 |
21059789 |
-1724662 |
-8,9 |
8 |
Удмуртская Республика |
18047498 |
19432644 |
-1385146 |
-7,7 |
9 |
Липецкая область |
14605578 |
15697719 |
-1092142 |
-7,5 |
10 |
г.Москва |
493094359 |
522393013 |
-29298654 |
-5,9 |
11 |
Калужская область |
12884390 |
13595267 |
-710877 |
-5,5 |
12 |
Нижегородская область |
43178077 |
45318588 |
-2140512 |
-5,0 |
13 |
Камчатский край |
16832338 |
17540313 |
-707975 |
-4,2 |
14 |
Ярославская область |
20216592 |
21021583 |
-804991 |
-4,0 |
15 |
Челябинская область |
38199049 |
39652447 |
-1453398 |
-3,8 |
16 |
Московская область |
140256146 |
143596224 |
-3340078 |
-2,4 |
17 |
Ненецкий авт.округ |
4266249 |
4354878 |
-88629 |
-2,1 |
18 |
Ставропольский край |
29738735 |
30304571 |
-565835 |
-1,9 |
19 |
Новгородская область |
10076107 |
10233098 |
-156991 |
-1,6 |
20 |
Кемеровская область |
45276016 |
45675632 |
-399616 |
-0,9 |
21 |
Мурманская область |
19895237 |
20024003 |
-128765 |
-0,6 |
22 |
Волгоградская область |
30966916 |
31019909 |
-52992 |
-0,2 |
23 |
Самарская область |
43537714 |
43130323 |
407390 |
0,9 |
24 |
Новосибирская область |
40426566 |
40002251 |
424315 |
1,0 |
25 |
Белгородская область |
25521520 |
25080133 |
441386 |
1,7 |
26 |
Свердловская область |
66959038 |
65430728 |
1528310 |
2,3 |
27 |
Республика Адыгея |
5405031 |
5252906 |
152125 |
2,8 |
28 |
Томская область |
17302305 |
16702982 |
599324 |
3,5 |
29 |
Смоленская область |
11395935 |
10991891 |
404045 |
3,5 |
30 |
Тульская область |
18579564 |
17856384 |
723180 |
3,9 |
31 |
Республика Марий Эл |
8644573 |
8305693 |
338880 |
3,9 |
32 |
Хабаровский край |
28076451 |
26948476 |
1127976 |
4,0 |
33 |
Владимирская область |
19203644 |
18391427 |
812217 |
4,2 |
34 |
Республика Саха (Якутия) |
43345936 |
41510317 |
1835618 |
4,2 |
35 |
Краснодарский край |
63247225 |
60549184 |
2698041 |
4,3 |
36 |
Омская область |
25343386 |
24221090 |
1122296 |
4,4 |
37 |
Республика Калмыкия |
4360941 |
4147577 |
213365 |
4,9 |
38 |
Чувашская Республика |
15752119 |
14972176 |
779943 |
5,0 |
39 |
Пензенская область |
18109185 |
17166946 |
942239 |
5,2 |
40 |
Карачаево-Черкесская Республика |
5409561 |
5050209 |
359353 |
6,6 |
41 |
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра |
68845163 |
64157159 |
4688003 |
6,8 |
42 |
Оренбургская область |
28556245 |
26607690 |
1948555 |
6,8 |
43 |
Ростовская область |
50712501 |
47000162 |
3712339 |
7,3 |
44 |
Костромская область |
9883444 |
9153211 |
730232 |
7,4 |
45 |
Орловская область |
8993203 |
8304573 |
688629 |
7,7 |
46 |
Магаданская область |
9087176 |
8378595 |
708581 |
7,8 |
47 |
г.Санкт-Петербург |
141413826 |
130150244 |
11263582 |
8,0 |
48 |
Курганская область |
12031710 |
11051293 |
980416 |
8,1 |
49 |
Пермский край |
45501234 |
41740207 |
3761027 |
8,3 |
50 |
Кировская область |
18911351 |
17279096 |
1632255 |
8,6 |
51 |
Амурская область |
17701043 |
16144954 |
1556090 |
8,8 |
52 |
Тамбовская область |
14746081 |
13420131 |
1325950 |
9,0 |
53 |
Саратовская область |
32392310 |
29435544 |
2956767 |
9,1 |
54 |
Ленинградская область |
28285022 |
25648119 |
2636903 |
9,3 |
55 |
Приморский край |
34456152 |
30883164 |
3572988 |
10,4 |
56 |
Иркутская область |
40656761 |
36399482 |
4257279 |
10,5 |
57 |
Рязанская область |
15696773 |
14006024 |
1690749 |
10,8 |
58 |
Псковская область |
9328092 |
8317745 |
1010347 |
10,8 |
59 |
Еврейская авт.область |
3865982 |
3430161 |
435821 |
11,3 |
60 |
Республика Татарстан |
63646545 |
56431287 |
7215258 |
11,3 |
61 |
Брянская область |
15424349 |
13511637 |
1912712 |
12,4 |
62 |
Республика Тыва |
7717413 |
6757034 |
960379 |
12,4 |
63 |
Калининградская область |
15022246 |
13086054 |
1936192 |
12,9 |
64 |
Воронежская область |
28203154 |
24345890 |
3857264 |
13,7 |
65 |
Забайкальский край |
20240462 |
17399550 |
2840912 |
14,0 |
66 |
Республика Бурятия |
18908877 |
16221299 |
2687578 |
14,2 |
67 |
Ивановская область |
14564163 |
12481247 |
2082916 |
14,3 |
68 |
Курская область |
14242785 |
12142203 |
2100582 |
14,7 |
69 |
Республика Хакасия |
8834310 |
7524486 |
1309823 |
14,8 |
70 |
Республика Башкортостан |
61040948 |
51915402 |
9125545 |
14,9 |
71 |
Тверская область |
20821286 |
17621903 |
3199383 |
15,4 |
72 |
Республика Алтай |
5965169 |
4952652 |
1012517 |
17,0 |
73 |
Республика Дагестан |
32386642 |
26806321 |
5580321 |
17,2 |
74 |
Кабардино-Балкарская Республика |
11477126 |
9314487 |
2162638 |
18,8 |
75 |
Тюменская область |
51675364 |
41916033 |
9759331 |
18,9 |
76 |
Ульяновская область |
17521975 |
14144584 |
3377391 |
19,3 |
77 |
Алтайский край |
35092524 |
28127732 |
6964793 |
19,8 |
78 |
Республика Мордовия |
12640862 |
9974147 |
2666715 |
21,1 |
79 |
Республика Ингушетия |
6952103 |
5372207 |
1579897 |
22,7 |
80 |
Ямало-Ненецкий авт.округ |
40943501 |
31483268 |
9460233 |
23,1 |
81 |
Чеченская Республика |
31020907 |
23492218 |
7528689 |
24,3 |
82 |
Сахалинская область |
34944918 |
22032962 |
12911956 |
36,9 |
83 |
Примечание: 1 — субъект РФ, 2 — объем доходов регионального бюджета, тыс. руб., 3 — объем расходов, тыс. руб., 4 — размер дефицита, тыс. руб., 5 — соотношение бюджетного дефицита к доходам регионального бюджета, %, 6 — занимаемое место по проблемности регионального бюджета (дефицит : доход), место.
— субъект РФ, — объем доходов регионального бюджета, тыс. руб., — объем расходов, тыс. руб., — размер дефицита, тыс. руб., — соотношение бюджетного дефицита к доходам регионального бюджета, %, — занимаемое место по проблемности регионального бюджета (дефицит : доход), место.Ренкинг составлен на основе официальной сводки Росстата по предварительным даным Федерального казначейства. Методика составления ренкинга отличается от системы оценок деятельности исполнительных органов государственной власти Министерства финансов РФ.