ФАС России запретила Россельхознадзору и ФТС России искать в ввозимых автомобилях на границе опасные карантинные объекты (насекомых и растения). Оказывается, на глазах у всех эти ведомства занимались… незаконной деятельностью.
Кого муха защищает…
В «ЭЖ», 2009, № 29 на с. 7 мы уже рассказывали, что 15 июля этого года вступил в силу новый Перечень подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), подлежащей государственному карантинному фитосанитарному контролю. Документ утвержден Россельхознадзором и согласован с ФТС России.
В него помимо всевозможных растений попали и транспортные средства, бывшие в эксплуатации.
Специалисты из Россельхознадзора клятвенно заверяли, что они вынуждены включить автомобили в перечень, поскольку за последние два года неоднократно находили на ввозимых транспортных средствах насекомых, являющихся опасными карантинными объектами.
Но частных перегонщиков эти объяснения не удовлетворили. Почему не представляет опасность автомобиль, на котором человек временно выехал в другую страну? Или новый автомобиль, доставляемый на автовозе? Они ведь не проходят фитосанитарный и карантинный контроль.
Вывод очевиден: фитосанитарный контроль — завуалированное средство борьбы с импортом подержанных иномарок, то есть мера защиты отечественного автопроизводителя.
…кому денежку дает
Из-за нововведения таможенники не пропускали подержанный автомобиль через границу, пока собственник не получал разрешения сотрудника Россельхознадзора. Это решение принималось в ходе визуального осмотра автомобиля в пункте пропуска, по результатам которого составлялся акт карантинного фитосанитарного контроля.
Процедура могла занять 20 суток. В это время автомобиль находился на складе временного хранения, за что его владелец должен был платить из своего кармана.
Чиновники Россельхознадзора мягко намекали, что избежать проблем поможет простая мойка автомобиля, особенно его днища. И их рекомендации сразу были учтены: около таможенных постов появились мойки, где за внушительную плату можно было «очистить» автомобиль.
Кроме того, на таможенных постах появились «аффилированные» фирмы, которые оформляли санитарное разрешение за день, опять же за внушительную плату.
Проблемы перегонщика не заканчивались на границе: аналогичная процедура ожидала автомобиль и в пункте назначения, поскольку необходимо было получить еще и сертификат в территориальном управлении Россельхознадзора.
Недоумение вызывало и то, что всю продукцию, поименованную в Перечне (и подержанные автомобили), можно было ввозить только на основании импортного карантинного разрешения, хотя раньше для ввоза многих товаров достаточно было фитосанитарного сертификата государства-экспортера.
Нарушение налицо
Недовольный ропот автомобилистов услышала антимонопольная служба: 6 августа 2009 г. она возбудила дело в отношении Россельхознадзора и ФТС России по факту незаконного утверждения, согласования и применения Перечня подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), подлежащей государственному карантинному фитосанитарному контролю. А 28 августа 2009 г. ФАС России вынесла решение, признав, что эти ведомства нарушили п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия органов власти).
По мнению представителей ФАС России, принятие нового Перечня представляет собой необоснованное препятствование деятельности хозяйствующего субъекта путем установки не предусмотренных законодательством требований к товару или хозяйствующему субъекту. ФАС России пришла к выводу, что Россельхознадзор не имел полномочий на разработку и утверждение Перечня, а ФТС России согласовала и направила руководителям региональных таможен документ, принятый с нарушением действующего законодательства.
Действительно, в постановлении Правительства РФ от 08.04.2004 № 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» нет такой функции — утверждение Перечня подкарантинной продукции. Более того, не понятен и статус Перечня: на нем, кроме визы должностных лиц двух госорганов и печатей, ничего нет — ни реквизитов, ни указания на вид нормативного акта.
К 8 сентября 2009 г. ФТС России и Россельхознадзор уже должны были получить упомянутое решение ФАС России, еще месяц провинившимся ведомствам дан для устранения нарушения.
Ударить рублем
Те, кто понес потери, связанные с фитосанитарным контролем ввозимых автомобилей, могут уже сейчас подавать иск о возмещении убытков на основании ст. 16 ГК РФ. Иск можно предъявить или к ФТС России, или к Россельхознадзору.
Требования о возмещении убытков целесообразно заявлять в ходе рассмотрения дела об обжаловании действий должностных лиц. Ведь потерпевшему надо доказать незаконность таких действий. В качестве основания следует указывать на то, что все требования проверяющих органов по карантинному и фитосанитарному контролю подержанного автомобиля незаконны, поскольку выходят за границы их компетенции.