Наличие в рекламе товарных знаков или изображений, сходных до степени смешения с товарными знаками или изображениями, принадлежащими другим правообладателям, никаким образом не участвующим в создании рекламного ролика и не имеющим отношения к рекламируемому товару, считается незаконным использованием товарного знака (постановлении ФАС Московского округа от 05.08.2009 № КГ-А41/4778-09).
Рекламный ролик сока обернулся для его производителя крупными неприятностями. Дело в том, что в ролике демонстрировались чемоданы и сумки с товарным знаком, принадлежащим известной компании, торгующей изделиями для путешествий и иными товарами класса люкс.
Согласия на использование своего товарного знака компания не давала. Кроме того, по ее мнению, рекламный ролик выставил ее продукцию в негативном свете, поскольку положительному персонажу, употребляющему рекламируемый сок, противопоставлялась экзальтированная, самовлюбленная, взбалмошная и вспыльчивая владелица аксессуаров (дамской сумочки и нескольких чемоданов), маркированных товарными знаками компании. Посчитав свое право на товарный знак нарушенным, компания-правообладатель обратилась в суд.
Вину не признал
Производитель сока не признавал вину, указывая, что область правовой охраны товарного знака ограничена теми товарами и услугами, для которых он зарегистрирован. Но среди товаров, для которых зарегистрирован товарный знак истца, нет такого товара, как рекламный ролик, видеоролик, видеофильм, или однородных товаров.
Кроме того, спорный рекламный ролик не предлагает товары, содержащие товарный знак истца, и не вводит их в гражданский оборот иным способом. Производитель сока пояснял, что в данном ролике используется только реквизит, обезличенные образы, чтобы создать обстановку, не отвлекая зрителя от главного предмета — собственно объекта рекламирования, то есть сока. Любые ассоциации, которые может вызвать данный реквизит, — оценочные и связаны исключительно с особенностями личности конкретного потребителя.
Тем не менее суд встал на сторону правообладателя.
Прописные истины
В статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» дано понятие рекламы. Это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования считается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар — это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, понятие рекламы характеризуется несколькими признаками, в том числе ее целью. Реклама должна привлекать внимание к объекту рекламирования и формировать или поддерживать интерес к нему, а также способствовать его продвижению на рынке.
Процесс привлечения внимания подразумевает обращение органов восприятия потребителя непосредственно на прием информации о товаре (с помощью яркости, красочности, звукового оформления, неординарности дизайна или текста). Формирование (поддержание) интереса — это целенаправленное действие, которое порождает (делает устойчивым) у потребителя ощущение необходимости рекламируемого товара, побуждает его приобрести объект рекламирования. Продвижение товара — это эффект, которого старается добиться рекламодатель и который выражается в повышении спроса на товар и росте продаж.
Средствами индивидуализации товара в широком смысле слова, включающем понятия услуг и работ, являются товарный знак и знак обслуживания.
Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Общие требования к рекламе установлены в ст. 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной.
В силу ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было образом вызвать смешение в отношении предприятий, продуктов либо промышленной или торговой деятельности конкурента.
Кроме того, недобросовестной конкуренцией считаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили (могут причинить) убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли (могут нанести) вред их деловой репутации. Об этом гласит п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Не в обычае делового оборота использовать для рекламы (продвижения) собственной продукции товарные знаки, принадлежащие иным лицам, без согласия последних.
Помимо приведенных аргументов суд учел коммерческий характер ролика, создаваемого с целью формирования или поддержания интереса к товару и продвижения его на рынке.
Вердикт
Суд решил, что использовать в рекламе товарные знаки или изображения, сходные до степени смешения и принадлежащие другим правообладателям, которые никоим образом не участвуют в создании рекламного ролика и не имеют отношения к рекламируемому товару, можно только с согласия этих правообладателей. Иначе будут введены в заблуждение потребители рекламы, которые собираются воспользоваться рекламируемым товаром, поскольку информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, может рассматриваться как реклама этого товара.
В данном случае использование в ролике чемоданов и сумок, на которых имеются изображения, сходные до степени смешения с изобразительным товарным знаком истца, могло ввести в заблуждение потребителей рекламы относительно самого рекламируемого товара и вызвать ассоциативный ряд с аксессуарами и товарами истца.
Между тем реклама какого-либо товара (включающая косвенное использование товарного знака) должна предполагать наличие правовых оснований для использования соответствующего товарного знака.
Суд отклонил доводы производителя сока о том, что в спорном ролике определенные предметы (сумки, чемоданы) использовались лишь в качестве реквизитов для создания обстановки, и отметил, что такая реклама нарушает права на зарегистрированный товарный знак.
Подобная позиция может показаться чрезмерной охраной товарного знака, ведь даже случайное попадание товарного знака (например, эмблема автомобиля) в рекламу вызовет претензии со стороны правообладателя. Но с ней придется мириться.