В канун первого юбилея кризиса аналитики агентства Reuters на основе данных экспертного управления Президента РФ подсчитали государственные расходы РФ на борьбу с кризисом: предприятиям, банкам и гражданам была оказана поддержка на сумму около 11 трлн руб., или 350 млрд долл.
Из этой суммы можно смело вычесть расходы на погашение беззалоговых кредитов и возврат депозитов Минфину России. Тогда останется 7,4 трлн руб., или 240 млрд долл. В начале кризиса власти говорили о готовности направить на борьбу с ним до 15 трлн руб., или около 480 млрд долл.
Исследование Reuters показывает, что основная антикризисная сумма была вброшена на фондовый рынок и в банковскую систему в первые месяцы кризиса. С сентября по декабрь 2008 г. израсходовали 6,6 трлн руб. ЦБ РФ выдал ликвидность на общую сумму 3,8 трлн руб. (с учетом выданных регулятором кредитов). Бюджет выделил 2,8 трлн руб.
B 2009 г. бюджет уже направил на различные меры поддержки около 2,4 трлн руб. Центробанк — лишь 2 трлн руб. за 1-е полугодие.
Любопытно, на чем удалось сэкономить. Изначально правительство собиралось направить на поддержку сельского хозяйства 127,9 млрд руб., а выделило только 88 млрд руб. Авиакомпании получили 70 млрд руб. из обещанных 70,8 млрд руб. Оборонный сектор из 76,9 млрд руб. поддержали на 70 млрд руб. Малый и средний бизнес получил 6,1 млрд руб. Борьба с безработицей обошлась в 77,6 млрд руб. В целом правительство из 452,1 млрд руб. перечислило 326,7 млрд руб.
Только автопром получил деньги в полном объеме. Но это не спасает главного получателя — АВТОВАЗ. Завод опять просит финансовой помощи. Полученные 25 млрд руб. он уже израсходовал, но сегодняшний долг предприятия перед банками составляет 37 млрд руб. Из них 14 млрд руб. завод уже в сентябре должен вернуть Сбербанку. Причем продажи и выручка падают. Продажи завода за восемь месяцев упали на 44%, чистый убыток по РСБУ за 1-е полугодие составил 16,9 млрд руб. Теперь АВТОВАЗ подал в Минздравсоцразвития России заявку на увольнение 36 000 работников до конца года.
Не лучше дела и у другого крупного получателя госпомощи — «Аэрофлота». В планах этой компании на ближайшие полгода увольнение 2000 сотрудников. А если спад в отрасли продолжится, работу могут потерять до 6000 человек. Об этом в интервью Reuters заявил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.
Некоторые успехи экономики страны в последнее время эксперты связывают исключительно с улучшением мировой конъюктуры, а не с правительственными действиями.
Таким образом, события последних 12 месяцев доказали неэффективность выбранной стратегии — помогать материально производителям, а не потребителям продукции. Между тем в Германии и других странах, например, помощь автопрому заключалась в выдаче денег гражданам на покупку новых машин. И это сработало.