В этом году впервые наряду с градостроительными планами и программами социально-экономического развития в Москве активно обсуждается Стратегия развития города до 2025 года. Она предусматривает построение отношений между обществом и государством по принципу партнерства, что позволяет говорить о новом подходе к стратегическому планированию.
Между государством и обществом постепенно выстраивается новая система отношений. Государство в лице власти все больше превращается в поставщика обществу и гражданам специфичного продукта — государственных услуг.
Еще недавно эти отношения выстраивались исключительно на основании модели властвования и подчинения: диктатура, власть и есть закон. Любая общественная инициатива, кроме однозначного одобрения действий власти, рассматривалась как посягательство на государственные интересы.
Этой модели присущи явный антагонизм и безальтернативность экономической политики, в том числе в силу тотального дефицита ресурсов.
Новый целевой ориентир системы отношений государства и общества — управленческая модель.
В этой модели государство рассматривается как профессиональный поставщик услуг, а общество и человек — как его клиенты. Отношения базируются на законе. Основа взаимодействия — партнерский диалог, договорные отношения. Общество активно участвует в разработке государственных социальных программ.
Существует и переходная модель, которая характеризуется тем, что государство стремится устранить антагонизм с обществом и видит цель в создании комфортных условий жизни человека как средство снижения социальной напряженности.
Новая модель отношений требует и новой системы оценки эффективности власти как их поставщика, особенно при отсутствии четко сформулированного социального заказа со стороны гражданского общества на предоставление государственных услуг.
Если отношения между иерархическими уровнями государственной власти четко определены и показатели эффективности жестко регламентированы, то эффективного инструмента оценки деятельности органов власти с точки зрения удовлетворения потребностей граждан в комфортном проживании пока не существует.
Да и что считать комфортностью, как она соотносится с качеством жизни? Качество жизни — показатель общего благополучия человека, он шире, чем только материальная обеспеченность. Качество жизни может зависеть, например, от состояния здоровья, содержания решаемых проблем, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию. Комфорт — оптимальная совокупность условий бытия человека. При достижении любых потребностей он стремится к оптимуму — минимальным издержкам и максимальным результатам. Весь ход человеческой цивилизации протекал и протекает под знаком достижения комфортного бытия.
Если в условиях экономического кризиса повышение эффективности органов власти и создание для этого инструментария стали очевидными, то развитие институтов гражданского общества вызывает вопросы. Какую цель ставит государство? В чем состоит государственная политика? Рассматривается ли данная деятельность власти как популистский лозунг, не имеющий реального экономического основания?
В этом вопросе государство преследует сугубо прагматическую цель. Задачи гражданского общества и ответственной власти совпадают: они заинтересованы в поддержке граждан в состоянии цикла «возможностей» (схема 1).
От цикла «зависимости» к циклу «возможностей»
Идея цикла «возможностей» состоит в том, что здоровье, хорошее образование и профессиональные навыки обеспечивают доход, достаточный для жизни, владения квартирой и личных сбережений.
И, напротив, слабое здоровье, проблемы в школе и неадекватные профессиональные навыки приводят к безработице или низкооплачиваемой работе, отсутствию накоплений. Граждане, попавшие в такой «цикл зависимости», часто надеются только на помощь правительства и благотворительных организаций.
Государству выгодно поддерживать граждан в «цикле возможностей». Это относится и к территориям и субъектам экономической деятельности.
Гармония, преемственность и сбалансированность
Два года назад в Центральном административном округе (ЦАО) столицы в качестве пилотного проекта была разработана концепция его развития. Внимательное изучение при работе над ней опыта других городов позволило сделать вывод, что большинство стратегий оказывались не реализованными из-за несоответствия их элементов, стратегических планов всех уровней друг другу. Поэтому главными принципами в формировании и развертывании стратегического замысла и всех элементов стратегии являются:
-
гармония — плавное, без резких скачков комплексное развитие территории;
-
преемственность — доведение решений до логического завершения;
-
сбалансированность — обоснованно принятая система взаимоувязанных приоритетов.
Каждый управленец от высшего руководителя до конкретного исполнителя должен видеть свое место и предназначение в общей системе миссий, стратегических приоритетов и планов, базовых принципов стратегического планирования, управления и развития, а также целей и индикаторов.
Переход к «циклу возможностей» без соблюдения этих принципов не может быть обеспечен.
Требование гармоничного развития территории может быть проиллюстрировано на модели (схема 2), предложенной Георгием Борисовичем Клейнером, профессором ЦЭМИ, академиком РАН, д.э.н. Она показывает, что гармония в целом — это соразмерное сочетание единства и многообразия.
Гармоничной областью можно назвать ту, которая характеризуется пространственно-временной сбалансированностью и целостностью при условии устойчивого эволюционного развития. По сути, к этому направлению относится система сбалансированных показателей Нортона и Каплана.
Примером нарушения принципа пространственной гармоничности может быть разнесение мест проживания и мест приложения труда, что приводит к транспортным проблемам.
Пример нарушения временной гармоничности — «шоковая терапия», монетизация льгот, рыночная экономика. Любая резкая смена политики создает проблемы.
Кстати, именно количественная и качественная оценка состояний в соответствии с этой моделью позволит подойти к пониманию критериев комфортности проживания.
Миссия Москвы
Сказанное определяет основные подходы к разработке стратегии развития территории. В центре ее внимания человек. Именно поэтому в проекте Стратегии развития города до 2025 года человеку уделено основное внимание при определении миссии города. Она сформулирована исходя из разных ролей:
-
города, ответственного за реализацию социальных интересов населения;
-
города, ответственного за реализацию трудовых запросов и интересов населения;
-
города, ответственного за реализацию досуговых интересов населения;
-
места концентрации научно-интеллектуального, производственно-экономического, культурно-исторического потенциала страны;
-
средоточия демографического потенциала;
-
средоточия значительной части финансового и экономического потенциала страны;
-
существенной части транспортного комплекса страны;
-
научно-образовательного центра страны;
-
культурно-исторического центра России.
Однако задача формулирования короткой, емкой, вдохновляющей и понятной всем миссии Москвы пока не решена.
Ясно сформулированная миссия города дает возможность осмысленно подойти к выбору приоритетов и определению стратегии развития. А детализация миссии города позволяет провести гармонизацию и развертывание смысла деятельности и предназначения правительства, префектур и управ.
Гармонизация в стратегии начинается с гармонизации, или с «сонастройки» миссий территорий и органов управления по всем уровням (схема 3).
Чрезвычайно важно, что данная гармонизация должна включать «настройку» миссий всех уровней на человека и общество. И тогда все последующие шаги в стратегическом планировании будут выверяться на человека и общество, а не на победы государства и власти.
Только такие стратегии можно будет называть стратегиями, сфокусированными на человека и общество, или, образно говоря, стратегиями с «человеческим лицом». Тогда и миссия как главный смысл и предназначение государства и власти будет направлена на служение его гражданам и обществу.
Сейчас активно формируется концептуальное понимание стратегического управления по уровням от города до района и предусматривается создание концепций развития по всем административным округам, разрабатывается модель стратегического планирования и управления территориями города.
В качестве конечной цели рассматривается формирование типовой системы мониторинга исполнения стратегии, достижения стратегических целей и оценки эффективности органов управления территориальных органов власти.