Монопольное положение сетевых компаний на рынке электроэнергетики нередко ведет к диктату условий1. Например, в технические условия включается обязательство будущего потребителя провести строительно-монтажные работы с последующей передачей результата в муниципальную собственность. Насколько правомерно такое требование?
Застройщики объектов капитального строительства и эксплуатирующие их организации нередко сталкиваются с предложениями электросетевых компаний провести строительно-ремонтные и монтажные работы на сетях инженерно-технического обеспечения с последующей передачей построенных сооружений в муниципальную собственность. В ответ сетевики обещают подключить к построенному объекту электричество, то есть осуществить техническое присоединение к системе коммунальной инфраструктуры.
Пытаясь обосновать необходимость строительных работ, энергетики могут ссылаться на недостаток мощности и (или) пропускной способности эксплуатируемых электрических сетей. Присоединение возможно, только если будущий потребитель построит за свой счет новую линию электропередачи, подстанцию или выполнит другие работы.
Предложение о проведении строительных работ оформляется в виде технических условий (ТУ) на подключение и электроснабжение объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения.
Не выполнить ТУ — значит оставить построенный объект без электроэнергии и, как следствие, заморозить весь бизнес-проект.
Дело в том, что без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии. Об этом говорится в п. 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Помимо затрат на навязываемые строительные работы на сетях инженерно-технического обеспечения будущий потребитель обязан заплатить за присоединение. Исходя из ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно и она должна компенсировать плановые экономически обоснованные расходы на проведение мероприятий по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям.
Статус сетевой компании
Организации, оказывающие услуги по передаче электроэнергии, признаются субъектами естественной монополии в силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». В ней определено, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Территориальная сетевая организация — это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, включающие комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов (ст. 3 Закона об электроэнергетике).
Договор на технологическое присоединение
Обязательство по совершению действий, указанных в ст. 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организацией в силу ст. 26 этого закона по договору об осуществлении технологического присоединения и заключается в проведении мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее — Правила технологического присоединения). В пункте 3 Правил технологического присоединения предусмотрена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а в п. 6 — обязанность заключить с ним договор об осуществлении технологического присоединения. Этот договор публичный.
Расходы на присоединение
Содержащиеся в ТУ требования об усилении существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроэнергии) сетевая организация должна исполнить за свой счет. Об этом сказано в п. 25 Правил технологического присоединения.
Сетевая организация обеспечивает проведение мероприятий на эксплуатируемых электрических сетях по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, а при необходимости — осуществление таких мероприятий иными организациями коммунального комплекса, эксплуатирующими технологически связанные сети соответствующего вида (п. 4 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360). Работы по фактическому присоединению энергопринимающих устройств компаний и граждан к электрической сети выполняются на основании заключенного ими с сетевой организацией договора о подключении к электрическим сетям (ст. 26 Закона об электроэнергетике и п. 7 Правил
технологического присоединения).
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе на строительство и (или) реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, на основании ст. 26 Закона об электроэнергетике включаются в состав расходов сетевой организации, учитываемых при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
Более того, в случае, если объекты электросетевого хозяйства включены в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, к необходимой валовой выручке относятся экономически обоснованные расходы, связанные со строительством и реконструкцией указанных объектов электросетевого хозяйства, осуществляемых в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности присоединенных ранее устройств. Это предусмотрено в п. 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системе коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360.
Таким образом, при наличии инвестиционной программы и утвержденном тарифе на подключение к сетям инженернотехнического обеспечения сетевая организация не имеет права включать в ТУ требования о проведении работ на принадлежащих ей электрических сетях. В противном случае расходы, связанные со строительными и ремонтными работами, будущие потребители понесут дважды (непосредственно при выполнении этих работ за свой счет и в составе платы за технологическое присоединение).
Если же инвестиционная программа организации, эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения, не утверждена, ТУ при предоставлении земельного участка выдаются с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это положение зафиксировано в п. 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83.
Итак, законность возложения на будущего потребителя обязанности по осуществлению расходов при проведении строительных работ на сетях инженернотехнологического обеспечения зависит от наличия инвестиционной программы. Если она есть, переложить затраты на потребителя нельзя. Именно к такому выводу пришел Президиум Высшего арбитражного суда РФ в постановлении от 08.09.2009 (Определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ от 10.07.2009 № 6057/09), признав незаконным требование электросетевой компании, включенное в ТУ.
Суд отметил, что такая вольность нарушает антимонопольное законодательство, в частности ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Эта норма запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. В рассматриваемом случае имеет место злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии путем навязывания потребителям невыгодных условий подключения к электрическим сетям.
Линия защиты
Как поступить будущему потребителю, если ему отказали в присоединении к энергосетям или неправомерно возложили на него дополнительные инвестиционные затраты?
Сначала можно обратиться в территориальное отделение ФАС России, где обязаны проверить действия энергетической компании на предмет соответствия антимонопольному законодательству. При обнаружении действий, не соответствующих закону, нарушителю грозит административная ответственность, например за злоупотребление доминирующим положением (ст. 14.31 КоАП РФ). Кроме того, он обязан будет исправить нарушение. Но можно сразу пойти в суд с требованием о понуждении сетевой организацией заключить указанный договор без навязанных незаконных условий. Судебная практика подтверждает результативность предлагаемых мер борьбы (Определение ВАС РФ от 29.08.2008 № 8503/08 по делу № А43-30975/2006-1-653, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 01.12.2008 по делу № А43-31051/2007-25-784 и Северо-Западного округа от 24.12.2008 по делу № А26-429/2008).