В чем разница между использованием и продажей программного обеспечения? Зачем нужен лицензионный договор? Как принять к учету программное обеспечение и оформить его реализацию покупателям? В этих вопросах помогут разобраться эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ член Палаты налоговых консультантов Елена ТИТОВА и аудитор Вячеслав ГОРНОСТАЕВ.
Организация приобрела программное обеспечение на материальном носителе в целях дальнейшей реализации по внешнеторговому контракту. Какой именно договор (лицензионный или договор поставки) нужно заключать с покупателем? Можно ли учесть программный продукт как нематериальный актив?
Организация имеет право передавать экземпляр программы для ЭВМ по договору поставки. Экземпляр программы нельзя учесть в организации как объект нематериального актива в силу условий, предусмотренных в п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
Понятие лицензионного договора, а также порядок передачи исключительных прав по нему регулируются разделом VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» ч. 4 ГК РФ, вступившей в силу с 1 января 2008 г.
Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).
Программы для ЭВМ относятся к объектам авторских прав, которые охраняются как литературные произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Первоначально исключительное право на объект интеллектуальной собственности (в том числе на программу для ЭВМ) возникает у автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу или предоставления другому лицу права использования этого результата интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (лицензионный договор). По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах (п. 1 ст. 1235 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ другие лица не могут использовать результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. Значит, неисключительное право использования произведения может возникнуть только на основании заключенного лицензионного договора либо на ином основании, прямо предусмотренном ГК РФ.
Как возникает право использования экземпляра программы у пользователя?
Из положений п. 2 ст. 1270 ГК РФ следует, что правообладатель по своему усмотрению либо самостоятельно изготавливает экземпляры программы (воспроизводит) и продает их (распространяет) либо разрешает другим лицам, заключив с ними лицензионные договоры, изготовить и продать экземпляры.
Исходя из п. 1 ст. 1268, а также п. 2 ст. 1270 ГК РФ под экземпляром программы для ЭВМ понимается копия программы, записанная на материальный носитель. В статье 1272 ГК РФ сказано, что, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории РФ путем продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, кроме случая, предусмотренного в ст. 1293 ГК РФ.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1280 ГК РФ лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, именуется пользователем. Он вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования такой программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также исправлять явные ошибки, если иное не предусмотрено договором с правообладателем.
На наш взгляд, из приведенных положений ст. 1229 и 1280 ГК РФ вытекает, что у конечного пользователя, который правомерно приобрел экземпляр программы по договору купли-продажи, право на свободное воспроизведение программы возникает в силу закона.
Кроме того, обращаем внимание, что в ст. 1286 ГК РФ предусмотрены особенности заключения лицензионного договора о предоставлении права использования программ для электронных вычислительных машин. Согласно п. 3 ст. 1286 ГК РФ оформление лицензионных договоров о предоставлении права использования программ для электронных вычислительных машин или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программ или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программ или базы данных пользователем, как оно определяется данными условиями, означает его согласие на заключение договора.
Итак, гражданско-правовые отношения по использованию программного обеспечения возникают у конечного пользователя не с организацией, которая распространяет программу, а непосредственно с правообладателем (после активации ключа).
В отличие от предоставления права использования при продаже (ином отчуждении) экземпляра произведения разрешения правообладателя и заключения лицензионного (сублицензионного) договора между продавцом и покупателем экземпляра не требуются.
В связи с этим организация вправе передавать экземпляр программы для ЭВМ по договору поставки. Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В рассматриваемой ситуации организация реализует не лицензию, а непосредственно экземпляр программного обеспечения. Поэтому если ранее экземпляры программ приобретены организацией в готовом виде (на материальном носителе) для дальнейшей реализации и изначально учтены в организации как товар, то и в настоящее время они также должны продолжать числиться на складе в качестве товара.
В данном случае экземпляр программы не является нематериальным активом (НМА) в силу условий, предусмотренных п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
В частности, в п. 3 ПБУ 14/2007 предусмотрено, что объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве нематериального актива, если он способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации (подп. «а» п. 3 ПБУ 14/2007).
Таким образом, программное обеспечение, которое не планируется использовать в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд самой организации, в качестве НМА к бухгалтерскому учету не принимается.