Доля лекарств отечественного производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке к 2020 г. должна увеличиться до 50% в стоимостном выражении. Об этом говорится в разработанном Министерством промышленности и торговли РФ проекте Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 г.
В настоящее время импортозамещения не происходит прежде всего из-за того, что отечественные производители лекарств не способны обеспечить россиян номенклатурой современных лекарственных препаратов, весь цикл производства которых находился бы на территории РФ. Есть и другая причина: даже при наличии отечественных аналогов субъекты РФ предпочитают закупать импортные препараты.
Российская фармацевтическая индустрия представлена почти 350 предприятиями, имеющими лицензии на производство лекарственных средств. При этом на долю десяти наиболее крупных заводов приходится более 30% всех выпускаемых в России лекарств в денежном выражении. В настоящее время российская фармацевтическая промышленность использует в год около 8000 условных тонн субстанций (веществ, необходимых для производства и изготовления лекарственных препаратов), из которых около 1700—1900 условных тонн производят российские предприятия. Дефицит покрывается импортом субстанций, который на 70% состоит из поставок из Китая и Индии. С 1992 по 2008 г. объем производства субстанций в Российской Федерации сократился более чем в 20 раз.
Рынок завидный
Несмотря на то что отечественные производители субстанций для изготовления лекарств теряют свои позиции с катастрофической скоростью, профармацевтическая отрасль остается одним из наиболее динамичных и быстрорастущих мировых рынков. Продажи фармацевтической продукции в России в конечных ценах потребления в 2008 г. составили около 360 млрд руб. Ежегодный рост с 2003 г. — не менее 10—12% в денежном выражении. По прогнозам Минпромторга России с учетом финансово-экономической ситуации объем рынка к 2011 г. достигнет 400—500 млрд руб., а к 2020 г. — 1000—1500 млрд руб. В течение двух последних лет показатель ежегодного прироста потребления лекарств составлял около 26%. Однако потребление готовых лекарственных средств российского производства на фоне роста рынка падало на 1—2% в год и в 2008 г. составило всего 19% в денежном выражении.
Кризис не впрок
Казалось бы, в период кризиса ситуация должна измениться. Тем не менее пока реализовать стратегию импортозамещения удается лишь единичным российским производителям. «С помощью Управления промышленности Пензенской области, Министерства здравоохранения Пензенской области мы согласовали список на 64 наименования препаратов, являющихся полными аналогами импортозамещающей продукции, — рассказала Ольга Клыгина, генеральный директор компании „Биосинтез“ на III Пензенском инвестиционном форуме. — Мы пригласили к себе главных врачей лечебно-профилактических учреждений, показали производство, чтобы преодолеть скепсис, что отечественные лекарства хуже импортных. Результаты таковы, что за пять месяцев 2009 г. мы продали в нашей области столько же продукции, сколько за весь 2008 год». Основной упор в своей программе по выходу из кризиса компания сделала на продвижение продукции и расширение рынков сбыта. «Биосинтез» — единственное предприятие в России, которое не только выпускает субстанции антибиотиков собственного производства, но и активно продает их за границу — в Европу и Китай.
В целом по России в 2008 г. средняя цена импортных лекарственных средств, имеющих отечественные аналоги, составила 2140,79 руб., что в среднем дороже их близнецов российского производства на 818,18 руб. Об этом свидетельствуют данные анализа закупок 2008 г. и 1-го полугодия 2009 г. в рамках программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), озвученные на круглом столе, организованном Ассоциацией российских фармацевтических производителей.
Госзакупки падают
Исследование Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития также показало, что, несмотря на существенную разницу в цене за 1-е полугодие 2009 г. в денежном выражении, госзакупки отечественных лекарственных средств (ЛС) уменьшились с 6,5 до 4,5—5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2008 г. государство при замещении импортных лекарственных препаратов отечественными аналогами в рамках госзакупок лекарственных средств могло бы сэкономить более 2,3 млрд руб. Эта потенциальная экономия равна среднемесячному расходу в рамках программы ОНЛС в 2008 г., то есть позволила бы обеспечивать население лекарственными средствами по программе ОНЛС в течение месяца.
Напомним, с 2008 г. полномочия по закупкам лекарств для льготников по программе ОНЛС были переданы субъектам РФ. По данным компании DSM GROUP, за шесть месяцев 2009 г. по программе ОНЛС было завезено в аптеки лекарств на сумму около 42 млрд руб. (более 54 млн упаковок). Объем поставок за 1-е полугодие 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. возрос на 30% в рублях и упал на 33% в упаковках. Падение произошло за счет сокращения потребления в части региональных программ. За отчетный период средняя стоимость упаковки увеличилась на 775 руб., что почти в два раза выше, чем за 1-е полугодие 2008 г.
И здесь коррупция
Российские чиновники и производители фармацевтических препаратов считают, что серьезной причиной отсутствия импортозамещения в настоящее время является созданная крупными поставщиками система, включающая подкуп представителей врачебного сообщества и органов управления здравоохранения. По словам начальника Управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле Федеральной антимонопольной службы РФ Тимофея Нижегородцева, конкурсная документация при проведении аукционов в регионах намеренно составляется с указанием дополнительных условий, которые может выполнить только опеределенное лекарственное средство от конкретного производителя (например, указывается, какую форму должна иметь таблетка, выставляемая на конкурс). В результате конкурентные условия отсутствуют и препараты закупаются у компаний, предлагающих максимально высокую цену за свое лекарство.
Между тем российская фармацевтическая отрасль, проигрывая в валовой доходности, в среднем на 68% обеспечивает отечественное здравоохранение лекарственными средствами в натуральных показателях (упаковках). Дело в том, что основную часть продуктовых портфелей отечественных производителей составляют низкорентабельные дженериковые препараты, что не позволяет фармпроизводителям выделять на исследования и разработки более 1—2% своей выручки. Для сравнения: фармпроизводители в США и Западной Европе выделяют на это 10—15%, что позволяет им формировать более половины своих продуктовых портфелей за счет инновационных препаратов. Дженерик — воспроизведенное лекарственное средство, взаимозаменяемое его патентованным аналогом и выведенное на рынок по окончании срока патентной защиты оригинала (обычно 20 лет). Таким образом, с момента выведения на рынок нового оригинального препарата за рубежом и создания его аналога в России проходит как минимум 20 лет — к этому времени препарат нередко устаревает.
Сегодня участники рынка больше говорят о замене импортных препаратов российскими дженериками, в то время как импортозамещение должно происходить за счет отечественных оригинальных препаратов. Российским заводам нужно создавать больше собственных препаратов с лучшими, чем у зарубежных, характеристиками и свойствами. Чтобы поднять отечественную фармацевтику и покрыть то отставание от западных стран, которое мы сегодня имеем, необходимы огромные инвестиции в развитие отечественной науки.
Такие инвестции ни в бюджете страны, ни в бизнес-планах российских компаний не предусмотрены.