В изменяющемся и нестабильном мире, чтобы быстро и правильно принимать решения на перспективу, целесообразно проводить экспресс-анализ и диагностику текущего положения предприятия, его продукта и позиционирования на рынке. Но наряду с прогнозом и разработкой стратегических целей и задач не менее важно принимать квалифицированные тактические решения.
На большинстве промышленных предприятий наблюдается одна и та же картина: объемы производства падают, возникают трудности со сбытом имеющейся продукции. Маркетинговые исследования, проводимые самими предприятиями или консалтинговыми компаниями, свидетельствуют о том, что отечественный рынок не будет потреблять столько продукции в ее прежнем виде, как раньше.
Сложившаяся ситуация на одном из предприятий, производящем большегрузные автомобили, — не исключение. Посмотрим, какие решения помогут преодолеть кризис.
Выход на другие рынки с прежней продукцией
Для реализации этого варианта производимый автомобиль нужно модернизировать в русле мировых тенденций, используя современные технологии и новые технические решения. Не исключено, что это будет электромобиль или гибридный автомобиль, работающий как на бензине, так и на электрическом аккумуляторе.
Подобные решения были представлены на Франкфуртском автосалоне в сентябре 2009 г. Но предприятию, которое принимает данное решение, потребуются большие инвестиции, что сегодня практически невозможно.
Снижение издержек
Это традиционный путь, всегда актуальный и наиболее распространенный в отечественной практике. Экспресс-диагностика на основе SWOT-анализа и экспертный опрос специалистов предприятия показали направления, по которым следует работать. Они тоже весьма традиционны: уменьшение расходов на персонал и поиск дешевых источников сырья и комплектующих.
В кризисной ситуации, как правило, все расходы, не связанные с основным бизнесом, отсекаются. Остается только основной бизнес, все прочее продается или отдается на аутсорсинг, например неэффективное вспомогательное производство. При необходимости придется заниматься и этим. Но это тоже традиционное решение.
Повышение доходной части
Повышение доходной части для большинства предприятий является нетрадиционным решением, поэтому не рассматривается. Но ведь сегодня можно продавать, в частности, большегрузные автомобили, если пойти иным путем и реализовать другую бизнес-идею, отличающуюся от прежних.
Можно кардинально изменить систему сбыта готовой продукции и предлагать не автомобиль, а услугу, заключенную в нем. Допустим, услугу по перевозке грузов (полезных ископаемых) автомобилями большой грузоподъемности. Продавая ее на африканском континенте, можно повышать доходную часть.
Автомобиль с услугой по перевозке предоставляется вместе с командой, которая его квалифицированно использует и обслуживает. В нее входят водитель, инженер по эксплуатации, техник по обслуживанию и контролю его технического состояния.
Анализ бизнес-идеи
Проведенный специалистами-экспертами предварительный анализ решения по реализации данной бизнес-идеи показал возможность значительно повысить доходную часть (от 10 до 20% относительно того уровня дохода, который сложился на момент принятия данного решения) и выявил сильные и слабые стороны данного решения с различных точек зрения.
Так, в качестве слабых сторон рассматриваются риски:
-
по возможной смене политического устройства в государствах, где будет создана транспортная компания;
-
повышению интенсивности подобных предложений (идей) со стороны зарубежных фирм;
-
ценовой политике, в том числе конкурентов на транспортные услуги.
Слабые стороны имеет данное решение и с позиций экономики предприятия. Это необходимость заключать договоры на проведение полных информационных и консалтинговых услуг с фирмой, которая разработает развернутый бизнес-план (концепцию) создания деятельности транспортно-экспедиционной компании.
Сильные стороны:
-
более полная загрузка производственных мощностей завода;
-
возможность более полного использования всего модельного ряда автомобилей транспортно-экспедиционной компании;
-
страхование создаваемой транспортной компанией предприятия от всех возможных рисков будущей деятельности.
-
К сильным сторонам можно отнести и увеличение срока службы грузовиков за счет постоянного контроля в ходе их эксплуатации инженерами завода.
Данное решение имеет и сильный социальный аспект:
-
стабильный состав инженерно-технического персонала завода и возможное его увеличение;
-
новые рабочие места для водителей (до 1000 рабочих мест);
-
создание профессиональной команды зарубежных менеджеров, занимающихся транспортными услугами.
Более того, принятие столь нетрадиционного для предприятия решения открывает ему стратегические перспективы. К примеру, развитие транспортных услуг на рынках Африки, Южной Америки, Азии при существующем стабильном и растущем спросе на них.
Помимо этого имеется возможность повысить свою конкурентоспособность за счет работающих по такой схеме других предприятий, в частности производящих сельскохозяйственную технику.
Новое решение — новые подходы
Новое решение по сбыту требует и принципиально нового подхода к маркетингу и его организации.
Организационным решением такой бизнес-идеи может стать создание на африканском континенте транспортно-экспедиционной компании, акционерами которой будут завод-производитель (5% акций) и один из европейских банков (25% акций). Остальные акции могут быть распределены между менеджерами и другими заинтересованными участниками проекта.
Предприятие вносит в уставный капитал определенное количество автомобилей, а другие автомобили предлагает на условиях лизинга или договора купли-продажи.
Участники акционерного общества создают профессиональную команду менеджеров по транспортировке грузов. В такую компанию приглашаются опытные менеджеры-логисты с опытом работы в подобных структурах.
Транспортно-экспедиционная компания будет оказывать комплекс услуг по перевозке и экспедированию грузов, обслуживанию техники. Со временем могут быть созданы локальные технические центры по обслуживанию таких большегрузных автомобилей.