Неосмотрительность в выборе партнера может привести к доначислению налогов и судебному разбирательству. Неблагонадежность другой стороны сделки ставит под сомнение добросовестность самого налогоплательщика. И хотя в Налоговом кодексе РФ закреплена презумпция добросовестности, в суде ее еще нужно доказать. Статья 65 АПК РФ обязывает стороны подтверждать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. То есть недобросовестность налогоплательщика доказывают налоговики, а добросовестность — он сам.
В ходе налоговой проверки может выясниться, что информация о контрагенте отсутствует в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, его нет по адресу регистрации, он не ведет хозяйственную деятельность и т.д.
В этом случае налоговики потребуют, чтобы налогоплательщик исключил произведенные по сделке затраты (как не отвечающие критериям ст. 252 НК РФ) из налоговой базы. Кроме того, придется уплатить доначисленные налоги, пени и санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ.
Но если следовать одному нехитрому правилу и проверять будущего партнера, прежде чем заключать с ним договор, негативных последствий можно избежать. Это правило продиктовано жизнью, четкого указания на него в законодательстве нет, хотя ФАС Северо-Кавказского округа и усмотрел его в ст. 2 ГК РФ, отметив, что при ведении предпринимательской деятельности налогоплательщик в силу названной статьи должен проявить достаточную осмотрительность и проверить правоспособность контрагента, а также наличие у него необходимой регистрации (постановление от 11.04.2005 № Ф08-1187/2005-507А).
Проявление должной осмотрительности
По отношению к новому контр-агенту необходимо проявлять, как говорят налоговики, должную осмотрительность. Определения этого понятия в налоговом законодательстве нет. Не разъясняет его и финансовое ведомство. Вместе с тем оно активно используется в правоприменительной практике.
В пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» должная осмотрительность упомянута в связи с вопросом об определении обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды.
ФАС Поволжского округа, рассматривая спор между налоговым органом и налогоплательщиком, отметил, что должная осмотрительность и осторожность для целей налогообложения подразумевают определение налогоплательщиком доступных и не запрещенных законом способов проверки своего контрагента и факта исполнения им налоговых обязательств (постановление от 03.06.2008 по делу № А65-27419/07).
Как проверить контрагента
Сначала нужно запросить у контрагента регистрационные и учредительные документы, далее получить выписку из соответствующего реестра (ЕГРЮЛ или ЕГРИП). Затем нужно проверить наличие надлежащих полномочий у лиц, действующих от имени контрагента, а также истребовать лицензии, если виды деятельности, которые являются предметом заключаемого договора, лицензируются, или документы, подтверждающие членство в саморегулируемых организациях, когда осуществление деятельности невозможно без этого. В некоторых случаях нужно убедиться, имеет ли контрагент достаточные ресурсы, чтобы самостоятельно выполнить работу по договору. Собрав такое досье, налогоплательщик впоследствии сможет доказать свою добросовестность в суде.
Регистрационные и учредительные документы
К регистрационным документам относится свидетельство о госрегистрации. Вид учредительных документов зависит от организационно-правовой формы контрагента. У акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, производственных кооперативов и унитарных предприятий учредительным документом является устав, у полных товариществ и товариществ на вере — учредительный договор.
Истребование у контрагента названных документов, по мнению судей ряда округов, — достаточное доказательство, что налогоплательщик предпринял все меры предусмотрительности и осторожности (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2008 № Ф04-7152/2008(16246-А03-41), Поволжского округа от 24.03.2009 по делу № А12-13127/2008 (правомерность вердикта подтверждена Определением ВАС РФ от 13.07.2009 № ВАС-8421/09), Московского округа от 21.07.2008 № КА-А40/6517-08 по делу № А40-3034/08-127-13, СевероЗападного округа от 08.05.2008 по делу № А56-18079/2007 (правомерность вердикта подтверждена Определением ВАС РФ от 17.09.2008 № 11149/08) и Уральского округа от 25.06.2009 № Ф09-4344/08-С3 по делу № А47-744/2008АК-22).
Выписка из ЕГРЮЛ
Это документ, подтверждающий, во-первых, существование организации, во-вторых, ее правоспособность.
Напомним, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается его ликвидацией. Юридическое лицо считается ликвидированным с момента внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 и п. 8 ст. 63 ГК РФ). Поэтому есть смысл истребовать у будущего контрагента выписку из ЕГРЮЛ или получить ее самим. При возникновении спора она очень пригодится.
Так, суд признал добросовестность налогоплательщика, который представил выписку из ЕГРЮЛ о контрагенте, полученную за несколько дней до заключения договора. Вместе с копиями учредительных документов и свидетельством о регистрации она сняла с налогоплательщика все подозрения в недобросовестности (постановление ФАС Поволжского округа от 25.06.2009 по делу № А55-17520/2008), несмотря на то что контрагент не исполнял своих налоговых обязанностей (не сдавал отчетность в налоговый орган).
Проверка полномочий
Представлять интересы организации могут лица, действующие как по доверенности, выдаваемой организацией, так и без нее.
Действовать без доверенности, как правило, могут единоличные исполнительные органы. Такие права должны быть прописаны в учредительном документе, в который следует заглянуть.
Определив должность, наделенную полномочиями представлять интересы организации с правом совершать сделки, надо истребовать документы, подтверждающие избрание или назначение на должность. В АО и ООО это может быть протокол (или решение) общего собрания акционеров или участников об избрании единоличного исполнительного органа общества (директора, президента).
Рекомендуем также запастись приказом о назначении лица, действующего от имени контрагента, если между ним и представляемой организацией сложились трудовые взаимоотношения. Если взаимоотношения носят гражданско-правовой характер (без трудового договора), такой документ не потребуется.
Представлять интересы организации с правом заключения договоров могут и иные лица при наличии выданной им доверенности от имени организации. Например, руководители представительств и филиалов, которые назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ч. 3 ст. 55 ГК РФ).
Проверяя их правомочия, необходимо обращать внимание на доверителя (лицо, от имени которого выдана доверенность) и проверять его полномочия на выдачу доверенности, о которых можно узнать из учредительных документов.
Получив все названные документы, налогоплательщик в полной мере проявит должную осмотрительность и осторожность (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2008 № Ф04-7152/2008(16246-А03-41), Московского округа от 08.06.2009 № КА-А40/5013-09-П, от 28.04.2009 № КА-А40/2372-09, от 15.01.2009 № КА-А40/12805-08, от 24.10.2008 № КА-А40/9227-08 и Уральского округа от 24.09.2008 № Ф09-6322/08-С3).
Некоторые суды считают, что должная осмотрительность подразумевает истребование наряду с учредительными документами выписки из ЕГРЮЛ и документов, подтверждающих полномочия на совершение сделок, и установление личности, действующей от имени контрагента, в частности личности руководителя контрагента (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.03.2009 № Ф04-1904/2009(3556-А67-40). Отсутствие попыток установить личность и проверить полномочия представителя контрагента может быть оценено судом как отсутствие должной осмотрительности (постановления ФАС Московского округа от 30.06.2009 № КА-А40/5794-09 и Уральского округа от 25.06.2009 № Ф09-7444/08-С3).
Порой суды предъявляют очень строгие требования к налогоплательщикам в части проверки контрагента и установления личности, уполномоченной на подписание договоров. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 19.01.2009 № КА-А40/12412-08 оценил действия налогоплательщика как не соответствующие должной осмотрительности, поскольку справка, составленная службой безопасности общества, содержала информацию из Интернета, выезд на место нахождения контрагента не осуществлялся, документы представляли курьеры, директоров поставщиков работники заявителя не видели.
Лицензии и Подтверждение членства в СРО
Виды деятельности, осуществление которых разрешается только при наличии лицензии, перечислены в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
Истребование у контрагента лицензии суды оценивают как проявление должной осмотрительности (постановления ФАС Поволжского округа от 21.10.2008 по делу № А55-4446/08, Западно-Сибирского округа от 29.04.2009 № Ф04-2494/2009(5380-А45-26), Московского округа от 08.06.2009 № КА-А40/3473-09-П и Поволжского округа от 25.04.2008 по делу № А57-10434/06, от 17.07.2008 по делу № А55-16398/2007 (вердикт подтвержден Определением ВАС РФ от 13.10.2008 № 12680/08)).
В отношении тех видов деятельности, в которых лицензирование заменяется на саморегулирование, лицензия перестает быть документом, подтверждающим законность ведения соответствующей деятельности. На смену ему приходят документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации, а также документы, подтверждающие правомочность вести ту или иную деятельность. Например, для участников строительных СРО таким документом станет свидетельство о допуске к работам.
Что может контрагент
Необходимо оценить возможности контрагента исполнить договорные обязательства своими силами, если такое условие включено в договор. В частности, располагает ли он материальными и человеческими ресурсами для выполнения работ (оказания услуг), достаточно ли оборотных и внеоборотных активов для обеспечения исполнения договорных обязательств. На такое поведение, оцениваемое как добросовестное, указано в постановлениях ФАС Московского округа от 01.12.2008 № КА-А40/9505-08-П и от 07.08.2008 № КА-А40/6770-08.
Проводить проверку наличия достаточных ресурсов контрагента имеет смысл, если в договоре предусмотрено личное исполнение обязательств без привлечения третьих лиц.
К сведению
В настоящее время федеральное законодательство предусматривает создание саморегулируемых организаций в различных сферах деятельности: саморегулируемые организации арбитражных управляющих (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), саморегулируемые организации управляющих компаний (Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»), профессиональное объединение страховщиков (Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 05.03.99 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»), саморегулируемые организации оценщиков (Федеральный закон от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), саморегулируемые организации негосударственных пенсионных фондов (Федеральный закон от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах») и др.