Руководство АвтоВАЗа сообщило, что достигнута договоренность с профсоюзом о снижении численности персонала компании на 27 600 человек.
В официальном сообщении завода говорится, что «сегодня на АвтоВАЗе работает 102 000 человек. Такой коллектив не может обеспечить эффективность и самоокупаемость производства, поэтому достигнута договоренность о снижении численности персонала на 27 600 человек... Руководство АвтоВАЗа сумело значительно снизить первоначально обсуждавшуюся цифру высвобождаемого персонала в количестве 36 000 человек».
Сократят 13 000 пенсионеров, около 5500 работников предпенсионного возраста, более 9000 сотрудников трудоспособного возраста.
По подсчетам экономистов, это может сэкономить предприятию 6—7 млрд руб. в год. Но эти подсчеты не могут учитывать компенсационные выплаты увольняемым, так как не понятно, сколько денег будет потрачено на эти цели.
Пока завод пытается экономить. Как сообщило Reuters, сотрудники уже получили расчетные листы на аванс за сентябрь — в среднем 1300—2300 руб. против 4000—4500 руб. в предыдущие месяцы. Однако многие из работающих сейчас на заводе пенсионеров уже подают заявления об уходе, рассчитывая получить компенсаци — 20% годового заработка. Сейчас заводские плановики подсчитывают, во что может обойтись выплата компенсаций (предварительно размер каждой из них может быть от 50 000 до 200 000 руб.). Очевидно, на компенсации будут претендовать и люди предпенсионного возраста, а таких на заводе 4000 человек.
Но если расходы завода можно как-то прогнозировать, то доходы поддаются расчетам крайне трудно. Завод сообщает, что его антикризисная программа предусматривает производство 500 000 автомобилей в год. Однако уже сегодня склады заполнены, сбыт продолжает падать. И дело не в кризисе: россияне предпочитают продукции волжского гиганта машины иностранных брендов, производимые в России. Если бы не кризис и доходы россиян не упали бы на четыре с лишним процента в среднем, возможно, желающих купить тот же «форд» было бы еще больше, а потребителей «жигулей» — еще меньше.
Правительство уже поддержало АвтоВАЗ всеми возможными способами, включая прямую выдачу денег и прикрытие границ для въезда конкурентов. Новые меры по поддержке автопрома, которые уже зафиксированы в утвержденном кабмином проекте бюджета, направлены на помощь всем производителям на территории РФ, а не только волжским. В бюджете предусмотрено 30 млрд руб. на выкуп старых автомобилей у населения по 50 000 руб. за штуку, чтобы потом сертификат утилизации позволял сдатчику получить такую же скидку при покупке нового автомобиля. Еще на 20 млрд руб. государство купит машин для себя. Но не факт, что и граждане, и госструктуры предпочтут имено «жигули».
В бюджете предусмотрено 30 млрд руб. на выкуп старых автомобилей у населения по 50 000 руб. за штуку, чтобы потом сертификат утилизации позволял сдатчику получить такую же скидку при покупке нового автомобиля. Еще на 20 млрд руб. государство купит машин для себя. Но не факт, что и граждане, и госструктуры предпочтут имено «жигули».