Электронная первичка
В Госдуму внесен законопроект, который разрешает использовать электронные счета-фактуры и первичные учетные документы наравне с бумажными. Соответствующие поправки депутаты предлагают внести в ст. 169 НК РФ и Закон о бухгалтерском учете.
Для использования электронных счетов-фактур между продавцом и покупателем должно быть заключено специальное соглашение. В нем прописываются порядок и случаи, когда допускается использование электронных документов.
Электронные первичные учетные документы также предполагается применять, только если между участниками хозяйственных операций заключено названное соглашение. Организациям вменят в обязанность изготавливать бумажные копии таких документов по требованию контролирующих структур, суда и прокуратуры.
ФНС России против теневых выплат
Необходимо установить ограничение на списание с банковских счетов работодателей денежных средств на выплату заработной платы до перечисления в бюджет НДФЛ. С таким предложением выступил глава ФНС России Михаил Мокрецов на расширенном совещании налоговой службы.
Таким образом ФНС России планирует пресечь достаточно распространенную практику обналичивания средств, когда, снимая средства со своих счетов якобы на выплату зарплат, компании используют их на другие цели.
Кроме того, глава налоговой службы предложил прописать в Трудовом кодексе РФ минимальный размер заработной платы, соответствующей прожиточному минимуму, установленному в регионе. По словам чиновника, это будет способствовать росту поступлений по НДФЛ.
Ставку страховых взносов снизят
Минфин и Минэкономразвития России в 2010 г. планируют обсудить возможность снижения размера тарифа страховых взносов. Об этом на днях сообщил председатель ПФР Антон Дроздов.
Напомним, что с 2010 г. отменяется единый социальный налог. Вместо него все работодатели будут уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС России и ФОМС). Общий тариф страховых взносов в 2010 г. составит 26% (соответствует действующей ставке ЕСН), а с 2011 г. увеличится до 34%. В результате для некоторых компаний нагрузка по таким платежам возрастет в несколько раз. В то же время обещанных правительством компенсаций по другим налогам бизнес так и не дождался.
По мнению председателя ПФР, поводом для пересмотра повышения с 2011 г. тарифов страховых взносов может стать экономическая ситуация в стране, а также первые результаты проводимой пенсионной реформы.
Нет имущества — нет отчетности
Организации, на балансе которых нет основных средств, могут освободить от представления нулевых расчетов и деклараций по налогу на имущество. Такие изменения в ст. 373 Налогового кодекса РФ Государственная Дума приняла во втором чтении.
Согласно действующей редакции ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются российские и иностранные организации. Они обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в инспекции расчеты по авансовым платежам по налогу, а по итогам года — и налоговую декларацию (п. 1 ст. 386 НК РФ). Это правило действует, даже если у организации нет объектов налогообложения — имущества, учитываемого на балансе в качестве основных средств (ст. 374 НК РФ).
Законопроект уточняет понятие «налогоплательщик». Предлагается с 2010 г. считать таковыми организации, которые имеют имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ. Вносимые депутатами поправки позволят минимизировать затраты компаний, связанные с подготовкой и представлением в налоговые инспекции лишней отчетности, а также сократят трудозатраты инспекторов по ее принятию и обработке.
Перечень расходов по ЕСХН увеличат
Это предусмотрено проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 346.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который Госдума планирует рассмотреть в ближайшее время.
С 2010 г., если проект будет принят, плательщики ЕСХН смогут учитывать в расходах, уменьшающих налоговую базу, потери от вынужденного убоя птицы и животных (в пределах норм, утвержденных Правительством РФ). Можно будет учесть и потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и т.д., включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий.