Рекомендации Общественной палаты по реформе местного самоуправления не имеют ничего общего с реальными потребностями муниципалитетов России.
В июне мы предложили организовать совместное заседание Европейского клуба и Общественной палаты РФ. Провели встречи с руководством двух профильных комиссий (по местному самоуправлению и региональной политике), согласовали повестку дня (имеется в «ЭЖ»).
Но вскоре началось самое интересное. Мы не смогли получить ответ, кто от ОП готовит мероприятие. По просьбе руководителя комиссии по местному самоуправлению Олега Алексеева президент ЕКЭ Эмиль Маркварт из проектов документов слушаний убрал не понравившиеся О. Алексееву выводы и рекомендации. В июле клуб опять разослал новые тексты экспертам и ОП с просьбой внести правку. Наступило длительное молчание. Внезапно в сентябре нас пригласили в палату на согласование и одновременно попросили Э. Маркварта не рассылать проекты документов. В итоге руководители комиссий подменили ранее согласованную повестку дня, список выступающих и проект рекомендаций. Предложенные ими рекомендации соответствуют «генеральной линии», но бессистемны и не имеют ничего общего с реальными потребностями муниципалитетов Российской Федерации.
Мне непонятно желание членов ОП оградить руководство страны от другой точки зрения только потому, что она не совпадает с официальной. Судите сами.
Из предложенного нами проекта пресс-релиза исчезли выводы клуба. Например, о том, что «государственные чиновники и политики рассматривают местное самоуправление как угрозу монопольному праву распоряжаться национальным богатством и единолично определять пути развития страны», а также о том, что «ключевые положения федерального закона об организации местного самоуправления менялись более 40 раз, результатом чего стало растущее огосударствление самоуправления и серьезное ограничение возможностей самостоятельности местных сообществ».
В предложенном нами проекте рекомендаций констатируется, что «во всех субъектах РФ не был осуществлен переход от финансирования расходов местных бюджетов к выравниванию бюджетной обеспеченности, который предполагалось осуществить в рамках бюджетной реформы». Не удивлюсь, если в отредактированных рекомендациях ОП такой констатации не будет, как не окажется и пункта о необходимости выступлений в СМИ первых лиц государства о развитии местного самоуправления в стране с целью формирования «вертикали гражданского контроля» за итогами муниципальной реформы.
Мы также считаем, что надо привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших систематические нарушения законодательства РФ и провал муниципальной реформы.
Практически все наши рекомендации не прошли. Естественно, я не мог участвовать в спектакле, называемом заседанием в ОП, потому и ушел.
Общественная же палата, задача которой контролировать власть и организовывать диалог власти с народом, не выполнила этой функции. А попытки ЕКЭ МСУ обсудить проблему с разных сторон выявили, что фактически палата не способна организовать всестороннее и непредвзятое обсуждение проблем, поставленных «извне», своей главной задачей палата считает апологию текущей политики власти.
Так и хочется процитировать Наполеона: «Это хуже, чем предательство, это — глупость».
Местное самоуправление пока остается единственным естественным союзником президента Дмитрия Медведева в процессах модернизации страны, которую, судя по его статье «Россия, вперед!», он намечает. Цели главы государства и цели местных сообществ во многом совпадают. Местное самоуправление больше всех выигрывает от эффективной и некоррумпированной государственной власти, от модернизации производства, от четкой системы разграничения полномочий. Местное самоуправление способно быть генератором социальных инициатив, помочь выявлять и использовать разнообразные ресурсы и резервы территорий. Стоит напомнить, что черновую работу японского «экономического чуда» сделали муниципалитеты.
Но чтобы в полной мере опереться на потенциал местных сообществ, нужно сделать несколько шагов. Содержание таких мер было отработано в ходе всероссийского дистанционного семинара экспертов и муниципальных деятелей в первой половине 2009 г., а затем рассматривалось на заседании Европейского клуба экспертов. Определен перечень рекомендаций по организации взаимодействия муниципальных образований и президента — всего более 20 пунктов. Эти конкретные меры мы и хотели обсудить в Общественной палате, но нас не захотели услышать.