Обязательное страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами в следующем году доберется до метрополитена. Соответствующий законопроект Минтранса России получил поддержку правительства.
Кроме метро в зону обязательного страхования попадут водные и железнодорожные перевозчики, все виды автоперевозчиков, включая маршрутные такси. В настоящее время в обязательном порядке страхуется только ответственность авиаперевозчиков (на железнодорожном транспорте пассажир добровольно-принудительно страхует свою жизнь по тарифам, утвержденным еще 17 лет назад). Но о том, чтобы ввести обязательное страхование для всех перевозчиков, Минтранс России говорит с 2006 г. Тогда предполагалось, что страховые выплаты пострадавшим пассажирам будут достигать 600 000 руб., теперь министерство просит довести эту сумму до 2 млн руб. То есть уравнять с выплатами, законодательно закрепленными в страховании ответственности авиаперевозчиков.
С этим согласен Минфин. Как неоднократно отмечала заместитель директора Департамента финансовой политики министерства Вера Балакирева, стоимость жизни для нужд страхования в России должна быть унифицирована. Ситуация, когда пассажир поезда Москва — Воркута застрахован на случай гибели на сумму 12 000 руб., а пассажир самолета Москва — Воркута — на 2 млн руб., кажется Минфину принципиально неправильной. А вот введение новых видов обязательного страхования в Минфине никогда не одобряли. Однако Минтранс надеется провести законопроект через Госдуму уже в ноябре.
Разработчики законопроекта соглашаются, что обязательное страхование увеличит стоимость проезда, однако считают, что повышение не будет критичным. Кроме того, благодаря ему повысится безопасность перевозок. Скидки на полисы за безаварийную езду согласно законопроекту будут не менее 10%, что, по мнению законодателей, стимулирует перевозчиков в этом направлении.
По расчетам специалистов, перевозчики будут тратить на повышение безопасности своей деятельности минимум 200 млн руб. в год. Будет образован пул из 120—160 надежных страховых компаний по тому же принципу, по которому отбираются страховщики для страхования по ОСАГО. Можно ожидать, что новым страховым пулом сразу же заинтересуется Федеральная антимонопольная служба, которая в принципе «неровно дышит» ко всем видам пулов, картелей и профессиональных объединений.
Любые пассажирские перевозки считаются деятельностью, связанной с опасностью для жизни людей.
Безусловно, зоной повышенной опасности является метро, о чем многие пассажиры не думают. Столичный метрополитен в день перевозит около 9 млн человек, причем линии и составы не рассчитаны на подобные нагрузки. В результате технические неполадки в подземке становятся причиной потери тысяч человеко-часов. Только на прошлой неделе в понедельник, 28 сентября, сотни москвичей опоздали на работу из-за увеличения интервалов на Таганско-Краснопресненской линии (по вине неисправного состава, который убирали с рельсов), а на на следующий день, во вторник, из-за неисправности светофоров шли с увеличенными интервалами поезда на Тимирязевско-Серпуховской линии. Специальной статистики по несчастным случаям в метрополитене не ведут (вернее, не придают гласности). Однако известно, что, например, в 2006—2008 гг. в Санкт-Петербургской подземке происходило порядка 360—380 несчастных случаев в год. В них пострадали примерно поровну мужчины и женщины. Мужчины, как правило, были до 30 лет и нетрезвые, а женщины — за 60 лет и нездоровые.