Бюджет на строительство дорог урезан, тарифы по ОСАГО ждет новое повышение.
Повышение стоимости человеческой жизни для нужд страхования затронет ОСАГО, где в настоящее время максимальная сумма выплаты за причинение вреда жизни и здоровью застрахованного равна 160 000 руб.
С 1 марта 2010 г. Минфин России предлагает повысить этот порог до 500 000 руб. Выплаты по «железу» тоже ожидает повышение, но не такое значительное (с 120 000 до 150 000 руб. на одно пострадавшее транспортное средство). В Российском союзе автострахователей (РСА), где и при нынешних тарифах еле-еле справляются с выплатами по ОСАГО и уже объявили о необходимости дополнительных сборов в свой фонд, считают, что в случае законодательного повышения выплат цена полиса ОСАГО заметно возрастет.
Сейчас выплаты по полисам ОСАГО покрывают, по подсчетам экспертов, порядка 90% ущерба, причиненного имуществу застрахованных лиц в дешевом и среднем автомобильном сегменте. При повышении цены автомобиля владельцы, как правило, дополняют ОСАГО полисами добровольного автострахования.
С ущербом для жизни и здоровья дело обстоит сложнее, потому что нынешние 160 000 руб. не покрывают реальный ущерб от инвалидности или гибели застрахованного даже на десятую часть, если считать по западным методикам. Повышение этой суммы до полумиллиона рублей несколько приблизит отечественное ОСАГО к стандартам развитых стран, где цена жизни традиционно выше «железа», но именно «несколько».
Говоря о законодательном повышении выплат по ущербу для жизни и здоровья пострадавших в авариях, нельзя не вспомнить о причинах этих аварий. Состояние отечественных дорог таково, что даже добросовестные водители легко могут оказаться жертвой обстоятельств.
В 2008 г. по уровню смертности в авариях (27,5 человека на 100 000 населения) Россия обогнала страны Евросоюза, и это при том, что жертвами аварий у нас считались только умершие в результате ранений в течение семи суток после дорожно-транспортного происшествия (ДТП). С нынешнего января постановлением правительства причиной смерти будет считаться ДТП, если с его момента пройдет до 30 дней включительно. Статистика дорожной смертности станет выглядеть еще трагичнее.
Государственная программа по повышению безопасности на дорогах, принятая до кризиса, ставила задачу добиться снижения показателя смертности в авариях к 2013 г. в два раза — до 14 человек на 100 000 населения. Планировалось тратить порядка 775 млрд руб. в год на улучшение таких важнейших трасс, как М-5 (Москва — Челябинск), М-7 (Москва — Уфа), М-10 (Санкт-Петербург — Выборг), М-60 (Хабаровск — Владивосток). Однако экономический кризис заставил правительство урезать дорожный бюджет более чем втрое. Вероятно, олимпийскую магистраль М-4 (Москва — Краснодар), которая сейчас на ряде отрезков является классической «дорогой смерти» с двухполосным движением и вылетающими на пригорках в лоб грузовиками, постараются отстроить и расширить. Остальные дороги будут профинансированы по остаточному принципу. До 60% погибающих в авариях можно было бы спасти, если бы медицинская помощь была оказана в течение «золотого часа». Отсутствие нормального подъезда для машин «скорой помощи» и прочие радости, сопровождающие кошмар, именуемый в России дорогами, приведет к тому, что смертность в авариях останется на высоком уровне вопреки всем надеждам правительства. «Расхлябанность и разболтанность», в которой президент Дмитрий Медведев недавно упрекнул участников дорожного движения, — не причина, а следствие ужасающего состояния автомагистралей. По дороге на Брянск, например от Калуги и дальше, дорожное полотно представляет собой набор ям и ухабов: полное ощущение, что его бомбили не далее как вчера и в кюветах еще догорают вражеские танки. Передвигаться можно только на машине, которую не жалко. И вот это «не жалко» прививается у нас ко всему как глобальная психологическая установка. Граждане невольно начинают вести себя так, словно им не только автомобиль, но и себя «не жалко», и статистика по ДТП это подтверждает.
Автомобилисты платят в казну колоссальные деньги в виде налогов, но состояние дорог не улучшается. По одним трассам в России ездить страшно, по другим — невозможно, если, конечно, вы не на тракторе. Вопрос очень серьезный. Те же тарифы по ОСАГО могли бы быть ниже, если бы статистика аварий была лучше. Автолюбители платят дорожный налог дважды: первый раз впрямую, второй — в полисе ОСАГО. И, спрашивается, где результат? В соседней Белоруссии дороги на порядок выше, хотя финансирование ниже. Может быть, при заданных условиях доплачивать за полис ОСАГО при повышении тарифов должны не автолюбители, а строители автодорог?