Чтобы решить задачу по увеличению доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны почти вдвое, необходимо применить системные методы. Одним из них, причем весьма эффективным, считается метод открытия новых малых предприятий и их дальнейшее тиражирование — франчайзинг. Это такая организация бизнеса, при которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу собственного продукта и услуг. Франчайзи обязуется продавать их по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, устанавливаемым франчайзером. В обмен франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.
Один предприниматель передает другому не только право пользоваться его торговой маркой, но и пакет всех ноу-хау, специфики работы, разработанных стандартов, доказавших свою жизнедеятельность. То есть франчайзи полностью копирует систему построения бизнес-процессов франчайзера.
Кроме того, франчайзинг можно рассматривать как мощную систему обучения для малого бизнеса. Ни в одном университете нельзя научиться ведению бизнеса при столь высокой заинтересованности в успехе учеников, как
в учебных центрах франчайзеров. Хотя это один из способов стать владельцем бизнеса, малый бизнес и индивидуальные предприниматели сегодня заняты выживанием, им не до учебы. В этом их ошибка.
Подтвержденный успех в кризис
По сути, франчайзинг — способ эффективного тиражирования успешно работающих предприятий. Он выгоден всем: продавцам франшиз, ведь развитие идет на привлечение средств, покупателям франшиз — благодаря высочайшей надежности инвестиций, государству, поскольку франчайзинг создает новые рабочие места.
Мировая статистика показывает, что покупка франшизы практически гарантирует малому предпринимателю 90% успеха, так как из десяти малых предприятий, открытых по методу франчайзинга, девять успешно развиваются.
Из всех вновь образованных предприятий прекращают деятельность в течение первых пяти лет 85%, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга, — всего лишь 14%. На растущих рынках он является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы для ведения прибыльного бизнеса.
Но и в период кризиса (о чем свидетельствует не только мировой опыт) франчайзинг доказал свою устойчивость. Ведь наибольший экономический эффект приносят проверенные временем экономические решения, а вовсе не новые перспективные технологии, требующие больших затрат и инвестиций
в условиях ограниченных ресурсов. При этом результат их внедрения можно с той или иной точностью всего лишь оценить.
Екатерина Сойак, генеральный директор компании E.M.T.G., считает, что франчайзинговый бизнес в целом более успешный, чем независимое предприятие подобного типа. Успех франчайзинговых предприятий обусловлен тем, что все они — часть отлаженной системы. Поэтому в условиях финансово-экономического кризиса именно франчайзинг с его уникальным механизмом построения бизнеса является реальной возможностью не только сохранения, но и приумножения капитала.
Так, начиная с августа 2008 г. многие компании расширили сеть своих партнеров (см. таблицу), создав более 2300 новых рабочих мест.
В кризис люди труднее расстаются с деньгами. Во франчайзинге, как и в других сегментах потребительского рынка, спрос переместился в сегмент недорогих товаров и услуг. Поэтому сегодня роль стандартов качества во франчайзинге велика как никогда. При их точном и строгом соблюдении выручка, по опыту успешных компаний, может увеличиться в пять раз.
Развитие в кризис не останавливается: открываются новые предприятия, меняется формат их деятельности. Так, некоторые франчайзеры отказываются от денег за франшизу, но выдвигают условие продавать только их продукты (товары, услуги), или франчайзи организуют производство продукта непосредственно в месте его продажи.
Как свидетельствуют опросы посетителей выставки, их инвестиционные возможности (диаграмма 1) позволяют заняться франчайзингом. При этом наибольший интерес вызывает бизнес в сфере розничной торговли и общественного питания (диаграмма 2).
Необходимость всесторонней поддержки
В период кризиса те, кто потерял работу, получают не только советы, но и реальную помощь в открытии собственного дела.
В частности, реальную финансовую поддержку оказывает правительство Москвы. Из запланированных в нынешнем году 800 новых бизнес-проектов профинансировано уже 200.
Надежным партнером и своеобразной опорой для франчайзингового сообщества становится BUYBRAND. Это эффективный маркетинговый инструмент взаимодействия, многофункциональная рабочая площадка для реализации идей и проектов, поддержки и популяризации лучших компаний, работающих в области франчайзинга, решения бизнес-задач, обмена опытом, а также место продажи готового бизнеса.
По словам руководителя Департамента поддержки малого предпринимательства правительства Москвы Михаила Вышегородцева, «франчайзинг — это практически симбиоз малого и среднего бизнеса. Именно эти форматы бизнеса в совокупности являются основой всей национальной экономики, и их взаимодействие благотворно влияет на ее развитие в целом».
Однако, по данным Российской ассоциации франчайзинга, информация о технологии франчайзинга либо искажена, либо вовсе отсутствует. И хотя идея франчайзинга уже шесть лет активно популяризируется, представители российских властей, особенно региональных, пренебрегают столь эффективным методом выхода из кризиса.
О недостатке информации говорит и Александр Борисов, председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, генеральный директор ММБА, советник мэра Москвы. Он считает, что необходимо продолжить стабильную, наступательную работу по распространению информации о франчайзинге как способе продаж и его преимуществах. Озабоченность вызывает отсутствие упоминания о франчайзинге и в обсуждаемом сейчас законе о торговле, который прошел первое чтение, и в стратегии развития торговли в РФ на 2010—2015 гг., которую Минпромторг планирует разработать до конца текущего года.
Франчайзинг как очень важный и эффективный инструмент нуждается в информационной поддержке и постоянном улучшении делового климата.
Таблица
Франчайзинг в кризисный период (август 2008 г. — август 2009 г.)
Компания |
Необходимые инвестиции для открытия франчайзингового предприятия, долл. |
Количество | |||
открытых предприятий |
созданных рабочих мест |
закрытых предприятий |
закрытых
| ||
Планета суши, Il Patio |
650 000 |
26 |
650 |
0 |
0 |
Subway |
100 000 |
33 |
396 |
4 |
48 |
Шоколадница |
350 000 |
8 |
300 |
0 |
0 |
Примекс |
20 000 |
7 |
300 |
2 |
50 |
Westland |
|
26 |
104 |
18 |
72 |
Invitro |
80 000 |
60 |
180 |
0 |
0 |
ТМК |
От 35 000 |
15 |
95 |
1 |
3 |
Мастерфайбер |
3000 |
13 |
78 |
0 |
0 |
Incanto |
64 516 |
13 |
70 |
0 |
0 |
Бельпостель |
От 28 000 |
19 |
55 |
5 |
15 |
Gloria Jeans Cofee |
От 150 000 |
3 |
36 |
0 |
0 |
Эстет |
258 000 |
8 |
23 |
1 |
0 |
Аттиранс |
30 645 |
6 |
18 |
0 |
0 |
Интерьерная лавка |
От 58 000 |
5 |
17 |
0 |
0 |
ИТОГО |
|
242 |
2 322 |
31 |
188 |
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Александр Майлер, Президент Российской Ассоциации Франчайзинга
Франчайзинг развивается крайне медленно. Недавно прошедшее совещание в Минрегионразвития с узкоспециализированным названием «Франчайзинг как инструмент развития малого бизнеса и роль государства в поддержке малого бизнеса через развитие франчайзинга» показало, что представления о франчайзинге даже у весьма квалифицированных предпринимателей и чиновников далеки от реальности.
Развитию франчайзинга в стране мешают:
-
несовершенная нормативная база;
-
чрезвычайная неграмотность всех слоев, включая предпринимателей, чиновников, а тем более населения;
-
сосредоточенность (более 80%) франчайзинга в Москве, что тормозит его распространение в регионах;
-
отсутствие широкой реальной государственной поддержки начинающих предпринимателей, не имеющих опыта. Для этого необходима радикальная и специализированная финансово-имущественная поддержка начинающих предпринимателей в системе франчайзинга;
-
отсутствие государственной поддержки системы обучения основам франчайзинга широких кругов активного населения — потенциальных франчайзи, а также повышения квалификации предпринимателей, принявших решение работать в системе франчайзинга.
Чтобы решить поставленные задачи по повышению доли малого бизнеса в ВВП, необходимо создать специализированные инфраструктурные организации по развитию франчайзинга во всех субъектах РФ в виде центров поддержки с четкими планами увеличения количества новых малых и средних предприятий
с целевым финансированием и задачами широкой популяризации франчайзинга.