В редакцию «ЭЖ» приходит много вопросов, связанных с перерегистрацией ООО, а точнее с тем, какова будет судьба тех компаний, которые по каким-либо причинам не успеют пройти перерегистрацию до 1 января 2010 г. Смогут ли они функционировать после этой даты? Или такие общества подлежат ликвидации? За комментарием мы обратились в Минэкономразвития России.
Если участники общества планируют отчуждать доли в ближайшее время, им лучше озаботиться изменением устава. В то же время системное толкование Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ (далее — Закон № 312-ФЗ) позволяет сделать вывод, что закон предусматривает возможность продолжения деятельности ООО без перерегистрации после 1 января 2010 г., не устанавливая при этом ответственности для общества и участников.
Так, п. 2 ст. 5 Закона № 312-ФЗ установлено, что уставы обществ, созданных до его вступления в силу, подлежат приведению в соответствие с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в редакции названного закона) до 1 января 2010 г.
Вместе с тем согласно п. 3 ст. 5 Закона № 312-ФЗ с момента вступления его в силу уставы и учредительные договоры обществ, созданных до этого момента, применяются в части, не противоречащей вышеуказанным законодательным актам. При этом п. 7 ст. 5 Закона № 312-ФЗ регулирует отношения по отчуждению доли или части доли в уставном капитале ООО, устав которого не приведен в соответствие с названным законом.
Таким образом, формально-юридически тот факт, что ООО не перерегистрирует устав в соответствии с требованиями Закона № 312-ФЗ, не влечет недействительность устава после 1 января 2010 г. и не может быть основанием для ликвидации такого общества по решению суда (п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ). Если только не допущены иные грубые или неоднократные нарушения нормативных правовых актов.
В случае предъявления в суд требования уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления о ликвидации ООО суду должны быть представлены доказательства конкретных грубых или неоднократных нарушений законодательства РФ. Здесь можно сослаться на постановление Конституционного суда РФ от 18.07.2003 № 14-П, а также на судебную практику применения положений о принудительной ликвидации (постановления Президиума ВАС РФ от 17.07.2001 № 2163/01, пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 05.02.98 № 4/2).