Отныне компании смогут размещать свою рекламу на крыше или фасаде жилого дома только с согласия его собственников. Такая обязанность установлена Федеральным законом от 27.09.2009 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона „О рекламе“», вступившим в силу с момента опубликования1.
В последние годы стало популярно размещать рекламу на крышах и стенах жилых домов. Установка таких рекламных конструкций производится на основании ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ
«О рекламе». Сейчас компании заключают договоры либо с органами местного самоуправления, либо с товариществами собственников жилья.
По мнению депутатов, это противоречит Жилищному кодексу РФ. Дело в том, что ст. 19 Закона о рекламе в полной мере не регулирует случаи размещения рекламы на многоквартирных домах или с использованием общего имущества собственников помещений таких домов. В частности, в ней не учтены положения ст. 36 Жилищного кодекса РФ, согласно которым собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности все помещения, не являющиеся квартирами (лестничные площадки, лестницы, лифты, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке).
В результате, заключая договоры на размещение наружной рекламы на многоквартирных домах с органом местного самоуправления, компании нарушают права собственников общего имущества дома. Доходы от этого получает местный бюджет, а не владельцы дома.
Заключать договоры с ТСЖ, по мнению депутатов, также неправомерно. Решение о размещении рекламных конструкций на многоквартирных домах, по сути, является решением о передаче общего имущества в пользование для целей рекламы. В соответствии с п. 2 ст. 44 ЖК РФ такие решения относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Но поскольку прямого указания в Жилищном кодексе РФ на это нет, в некоторых случаях эти функции берут на себя общие собрания или исполнительные органы ТСЖ. Получается, что договоры о размещении рекламы заключаются с лицами, не обладающими соответствующими полномочиями.
Согласно новой редакции для установки и эксплуатации рекламной конструкции на общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме компаниям необходимо будет получить согласие общего собрания собственников помещений такого дома. Документом, подтверждающим согласие, является протокол общего собрания собственников. Заключать договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на домах компании также смогут только с теми лицами, которые будут уполномочены общим собранием собственников помещений этого дома. Общее собрание членов товарищества собственников жилья лишено права принимать решения о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме.
Таким образом, все права на распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме (например, на сдачу помещений в аренду), а следовательно, и все доходы от таких операций переходят к собственникам дома.
Подобные изменения чреваты для компаний, которые только собираются разместить рекламные конструкции на жилых домах. Возможно значительное повышение цен на размещение рекламы, а также затягивание сроков получения одобрения от собственников помещений. Практика показывает, что собрать собственников на собрание и принять общее решение бывает весьма проблематично.
Тем компаниям, которые уже заключили договоры, по всей вероятности, не стоит беспокоиться о том, что собственники потребуют перезаключения договора на новых условиях. Согласно п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу. Исключение составляют случаи, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Такого упоминания в комментируемом законе нет.
1 Опубликован в «Российской газете», № 182, 29.09.2009.