Непредставление документов — излюбленное основание для привлечения к ответственности участников ВЭД таможней. Но оказывается, следить за тем, все ли необходимые документы представлены для выпуска товаров, обязана сама таможня, и если она этого не сделала, вины участника ВЭД нет. Такой случай рассмотрел ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 01.09.2009 по делу № А51-664/2009.
Организация ввезла партию импортного клея. Таможня оформила товар и выпустила его в свободное обращение, но вскоре решила, что импортер совершил правонарушение, поскольку не представил санэпидзаключение на ввезенный товар. В итоге таможня привлекла импортера к ответственности по ч. 1 ст. 16.3 «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации» КоАП РФ.
Но импортер вины не признал. Названный товар организация и раньше ввозила без санэпидзаключений. Однако его таможня выпускала без замечаний. Таким образом, по мнению импортера, вина государственных органов должна учитываться как обстоятельство, исключающее его ответственность. О требовании представить санэпидзаключение в момент декларирования товара импортер не знал. С такими объяснениями он отправился в суд и выиграл дело.
Факт правонарушения, констатировал суд, налицо, ведь клей включен в список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении, утвержденный Роспотребнадзором 25.03.2008 (по согласованию с ФТС России). Однако суд учел два обстоятельства.
Первое. Действительно, импортер и ранее ввозил спорный товар без санэпидзаключений и таможня выпускала его без замечаний. Между тем при обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, влияющие на применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо должным образом не подтвержденными, таможня проводит дополнительную проверку (ч. 5
ст. 153 Таможенного кодекса РФ). Товар выпускают при условии, что декларант представит документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений. Если какие-то документы не представлены, таможня сообщает в письменной форме декларанту, какие именно документы требуются.
В рассматриваемой ситуации таможня выпустила товар, не установив, что общество не выполнило обязательства по представлению санэпидзаключения. Декларанту не направляли уведомление и требование о необходимости представить такое заключение в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 153 Таможенного кодекса РФ и приказом ГТК России от 02.10.2003 № 1096 «Об утверждении форм документов».
Суд решил: не запросив у декларанта дополнительные документы в обоснование правомерности ввоза товара на территорию России на стадии таможенного оформления, таможня тем самым признала ввоз товара законным, в связи с чем товар был выпущен в свободное обращение.
Второе. Письмо ФТС России от 27.03.2008 № 01-11/11534 «О направлении списка товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении» (вместе со списком, утвержденным Роспотребнадзором 25.03.2008) на момент декларирования спорного товара было опубликовано в журнале «Таможенный вестник» и размещено на сайте Роспотребнадзора.
Однако в соответствии с п. 5 приказа ФТС России от 24.05.2006 № 469 официальными изданиями ФТС России являются бюллетень таможенной информации «Таможенные ведомости», информационно-аналитическое обозрение «Таможня» и иные печатные издания, обозначенные ФТС России в качестве изданий, опубликование в которых считается официальным. ФТС России публикует свои правовые акты, используя информационные технологии (сайт ФТС России).
Таким образом, письмо ФТС России от 27.03.2008 № 01-11/11534 на момент декларирования спорного товара не было опубликовано в установленном законом порядке (в журнале «Таможенные ведомости» письмо появилось уже после выпуска товара). Поэтому общество не могло знать о существовании письма и необходимости представить санэпидзаключения. И суд освободил импортера от ответственности.
Итак, если во время оформления товара таможня не запросила каких-либо дополнительных документов, впоследствии она не вправе привлекать участника ВЭД за их непредставление.