Как не применять ККТ
Плательщики ЕНВД могут либо продолжать применять контрольно-кассовую технику (ККТ), либо отказаться от ее применения. При этом документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар, выдается по требованию покупателя. Такие пояснения дала ФНС России на сайте www.nalog.ru.
Напомним, что с 21 июля 2009 г. действует новый п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон № 54-ФЗ). Так, плательщики ЕНВД могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа — товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (подробнее об этом см. «ЭЖ», 2009, № 35).
Из буквального прочтения приведенной нормы можно сделать вывод, что, если покупатель не потребовал таких документов, продавец по-прежнему обязан выдать ему кассовый чек. ФНС России поспешила успокоить плательщиков ЕНВД. Судя по информации, размещенной на ее сайте, продавцы должны выдавать чек только в случае применения ККТ.
В обращении к налогоплательщикам также говорится, что снятую с учета ККТ их владельцы могут использовать для внутреннего учета или в случае переоборудования для печати документа, выдаваемого по просьбе покупателей. Указанные документы должны содержать обязательные сведения, установленные в п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
Спорный же вопрос, можно ли плательщикам ЕНВД, осуществляющим предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей алкогольной продукцией, обходиться без ККТ, решен не в их пользу. Как отмечает налоговое ведомство, согласно Федеральному закону от 22.11.95 № 171-ФЗ такие плательщики обязаны применять ККТ.
Прогресс для НДФЛ
На рассмотрение в Государственную Думу внесен законопроект, который устанавливает прогрессивную шкалу НДФЛ, причем не только в отношении зарплат, но и для дивидендов.
Размер налоговой ставки будет зависеть от совокупного облагаемого дохода граждан. Как он будет рассчитываться, в проекте не уточняется. Доходы до 10 000 руб. планируется облагать по ставке 2%, от 10 001 до 50 000 руб. — 10%, от 50 001 до 200 000 руб. — 13%, от 200 001 до 500 000 руб. — 15%. Ставка налога при доходах от 500 001 руб. до 2 млн руб. составит 20%, а от 2 млн до 5 млн руб. — 30%. С доходов, превышающих 5 млн руб., налогоплательщикам придется отдать в бюджет 40%.
Для дивидендов, полученных российскими гражданами (налоговыми резидентами) от долевого участия в деятельности организации, предлагается установить три ставки: 9% для сумм, не превышающих 500 000 руб., 15% — от 500 001 до 2 млн руб. и 20% — свыше 2 млн руб.
Число проверок бизнеса сократилось вдвое
Органы прокуратуры отказывают в проведении внеплановых проверок малого и среднего бизнеса в 45% случаев. Такую статистику привел заместитель начальника Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ Аслан Юсуфов на Всероссийском семинаре-совещании руководителей подразделений по противодействию коррупции и организованной преступности.
Напомним, что ограничения для проведения проверок малых и средних предприятий всевозможными контролирующими органами были установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Они, в частности, предусматривают обязательное получение разрешения прокуратуры на проведение внеплановых проверок.
По словам представителя прокуратуры, основной причиной отказов являются «попытки различных ведомств провести проверки в сферах, выходящих за рамки их полномочий».
Новые ставки НДПИ
С 2010 г. для отдельных видов угля будут установлены специфические ставки. Соответствующие поправки в главу 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ предлагает внести Правительство РФ.
Как следует из законопроекта, внесенного на рассмотрение в Государственную Думу, отдельные ставки будут установлены за одну тонну для антрацита (45 руб.), угля коксующегося (50 руб.), угля бурого (14 руб.) и остального угля (24 руб.).
Кроме того, предусмотрено периодическое применение коэффициента-дефлятора к ставкам налога на добычу полезных ископаемых в отношении угля.