Финансовый кризис привел к росту мошенничества, причем не только за счет активизации профессиональных преступников, но и за счет того, что к жульничеству стали прибегать бывшие добропорядочные страхователи и страховщики.
Из-за падения доходов и невозможности выплачивать кредиты за приобретенные автомобили граждане стали инсценировать угоны транспортных средств. Статистика показывает рост числа заявленных угонов именно в сегменте кредитных автомобилей, в результате чего страдают страховщики, у которых основной канал продаж был связан с автосалонами и банками.
За 1-е полугодие текущего года «Ингосстрах» выявил попыток мошенничества на 190 млн руб., что на 30% выше аналогичного показателя прошлого года. Основной рост — в области мелкого жульничества: установленное число мошеннических действий с заявленным ущербом менее 600 000 руб. за рассматриваемый период в «Ингосстрахе» увеличилось по сравнению с прошлогодним в два раза. Считается, что только порядка 15—20% мошеннических действий удается отследить и пресечь.
Большинство мошеннических действий клиентов страховых компаний связано с автострахованием. По оценкам Департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел РФ, наиболее распространенными схемами обмана страховых компаний в текущем году были многократное страхование имущества и последующее получение выплаты по одному страховому случаю в нескольких компаниях, получение страховых выплат по подстроенным угонам машин и фальсифицированным дорожно-транспортным происшествиям.
Кроме того, была выявлена схема, при которой мошенники получали от агента в страховой компании информацию о крупных страховых выплатах и индивидуальные данные страхователя, после чего по поддельным паспортам обращались в страховую компанию за возмещением.
В частности, по одной из классических схем действовала группа злоумышленников, выявленная в Краснодаре службой безопасности компании «РЕСО-гарантия». Группа, в состав которой входили сотрудник ГИБДД, эксперт-оценщик и двое «водителей», поочередно изображавших «потерпевшего» и «виновника аварии», инсценировала ДТП, фальсифицировала документы и на их основании в течение длительного времени получала страховые выплаты в разных страховых компаниях. Жулики не остались безнаказанными: по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ преступная группа получила в общей сложности 29 лет заключения.
Если «заблудшие овечки», совершившие разовую попытку мошенничества, как правило, отделываются условными сроками, то профессиональным преступникам суды назначают реальные сроки заключения.
Массовый наплыв мошенников-дилетантов вынуждает страховые компании усиливать службы безопасности и ужесточать регламенты работы с клиентом, проводя более тщательную предстраховую проверку клиентов и страхуемого имущества, а также обстоятельств наступления страхового случая. Если до кризиса страховщики не слишком горели желанием создать единую базу страхователей, поскольку данные о клиентах представляли собой ценность, которой никто не хотел делиться, то сейчас жизнь заставляет службы безопасности компаний плотно взаимодействовать друг с другом. До кризиса выплаты жуликам достигали, по некоторым расчетам, порядка 20% всех выплат, в текущем году этот процент может возрасти. На растущем рынке такие убытки можно кое-как пережить, но на рынке стагнирующем — нет. Это объясняет усилившиеся старания ВСС и РСА законодательно ужесточить наказания для страховых мошенников.
Сейчас уголовное преследование грозит лишь тем, кто успел получить незаконную выплату. В будущем, надеются страховщики, мошенничеством будет считаться сам факт подачи в страховую компанию заведомо ложной информации о страховом случае. Помимо этого РСА готовит единую базу данных автострахователей, которая позволит «одним кликом» получить всю историю клиента. Ведь, как известно, нет более надежной преграды на пути жуликов, чем тотальный учет и контроль.
Любопытно, что нередко попытки «обуть» фирму предпринимаются по сговору между самими работниками фирм и их клиентами.