Потребительские цены не растут два месяца подряд. В сентябре, по данным Росстата, как и в августе, они стояли на месте. Заслуга в этом снова плодоовощной продукции, покрывшей ценовой рост на остальное продовольствие, непродовольственные товары и услуги. Но сезон сбора урожая подошел к концу.
Поскольку сентябрьская инфляция осталась нулевой, то и с начала года она сохранилась на уровне 8,1%. Для сравнения: в прошлом году потребительские цены в сентябре выросли на 0,8%, к декабрю 2007-го — на 10,6%. В героях опять плоды и овощи, подешевевшие относительно августа еще на 11,5%. В среднем по стране картофель за месяц уступил в цене на 22,5%, овощи — 15,2, фрукты и цитрусовые — 4,8%. В результате стоимость минимального набора продуктов питания снизилась за месяц на 3,8%, составив в среднем 2140 руб. Какие продукты питания помогли плодоовощам бороться с ростом цен, видно из табл. 1.
Среди непродовольственных товаров содействие оказали медикаменты, которые подешевели в среднем на 0,3%. Правда, к концу прошлого года они подорожали на 16,2%, уступив лишь табачным изделиям (+17%). Еще из наблюдаемых статистикой непродовольственных товаров на 0,6—2,2% снизились цены на ноутбуки, мобильные телефоны и тарированный цемент. Что касается услуг, подешевели пассажирский транспорт (на 1,5%), связь (на 0,1), санаторно-оздоровительные (на 1,9) и услуги зарубежного туризма (на 3%).
В лидерах роста цен в сентябре среди продовольствия, как видно из табл. 2, оказался сахар-песок (+10,4%), среди непродовольственных товаров — бензин (+2,4%), а начало учебного года вызвало подорожание на 3,1—9% (в среднем на 3,4%) услуг среднего и высшего образования, обучения на курсах иностранных языков.
Росстат продолжил радовать: с 29 сентября по 5 октября рост потребительских цен оставался нулевым.
Между тем сезон урожая и его влияние на сдерживание инфляции заканчиваются.
Таблица 1
Индексы потребительских цен в сентябре 2009 г., %
Сентябрь 2009 г. к |
Сентябрь* 2008 г. к |
Август 2009 г. к | |||||
августу 2009 г. |
декабрю 2008 г. |
сентябрю 2008 г. |
августу
|
декабрю
|
сентябрю
|
июлю
| |
Индекс потребительских цен,
|
100,0 |
108,1 |
110,7 |
100,8 |
110,6 |
115,0 |
100,0 |
товары |
99,9 |
107,1 |
110,0 |
100,7 |
109,4 |
114,7 |
99,9 |
продовольственные товары |
99,2 |
105,8 |
109,9 |
100,7 |
112,1 |
119,9 |
99,1 |
продовольственные товары
|
100,4 |
106,3 |
110,6 |
101,5 |
112,9 |
120,0 |
100,4 |
непродовольственные товары |
100,7 |
108,3 |
109,9 |
100,7 |
106,5 |
109,1 |
100,6 |
услуги |
100,1 |
111,0 |
112,8 |
101,0 |
114,1 |
115,9 |
100,4 |
Таблица 2
Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров, %
Сентябрь 2009 г. к |
Сентябрь* 2008 г. к |
август 2009 г. к | |||||
августу 2009 г. |
декабрю 2008 г. |
сентябрю 2008 г. |
августу 2008 г. |
декабрю 2007 г. |
сентябрю
|
июлю 2009 г. | |
Продовольственные товары
|
99,0 |
105,4 |
109,8 |
100,8 |
112,9 |
121,7 |
98,9 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
100,1 |
102,1 |
103,3 |
100,7 |
124,5 |
126,9 |
100,1 |
крупа и бобовые |
100,1 |
101,9 |
100,5 |
100,4 |
127,5 |
137,2 |
100,1 |
макаронные изделия |
100,0 |
103,4 |
105,3 |
100,9 |
131,3 |
142,7 |
99,7 |
мясо и птица |
100,3 |
105,7 |
111,7 |
103,2 |
115,6 |
118,8 |
100,5 |
рыба и морепродукты |
99,2 |
113,5 |
121,5 |
101,7 |
107,5 |
110,7 |
100,2 |
молоко и молочная продукция |
100,2 |
99,2 |
103,2 |
101,0 |
107,8 |
125,5 |
99,9 |
масло сливочное |
100,5 |
99,9 |
103,2 |
100,8 |
107,0 |
128,3 |
99,8 |
масло подсолнечное |
99,2 |
81,8 |
78,1 |
99,5 |
127,9 |
166,3 |
98,3 |
яйца |
102,5 |
83,1 |
101,1 |
108,1 |
93,6 |
116,6 |
102,7 |
сахар-песок |
110,4 |
150,6 |
143,8 |
97,3 |
112,1 |
107,0 |
106,2 |
плодоовощная продукция |
88,5 |
100,8 |
103,2 |
93,6 |
105,3 |
119,0 |
89,0 |
Алкогольные напитки |
100,3 |
107,7 |
110,5 |
100,7 |
108,1 |
110,5 |
100,3 |
* Справочно.