К потреблению шаг уверенней

| статьи | печать

Компании, работающие на потребительский рынок, должны обнадежить данные Росстата о потребительских ожиданиях россиян в минувшем квартале. Потребительская уверенность граждан показала отчетливый рост. И хотя движут его прежде всего чаяния на краткосрочную перспективу, впервые после годового перерыва начал подниматься индекс благоприятности условий для крупных покупок.

Дна крутого падения, начавшегося в IV квартале прошлого года, индекс потребительской уверенности достиг в России в I квартале года нынешнего. Во второй декаде он прирос на скромные 3 п.п., до –32%, а в прошлом квартале показал более уверенный подъем на 7 п.п., до –25%.

Напомним, что индекс потребительской уверенности — показатель обобщающий, рассчитываемый как среднее значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в стране, аналогичных изменений в личном материальном положении и благоприятности условий для крупных покупок.

Рост итогового индекса, как и раньше, «подогревают» в первую очередь ожидания россиян в годовой перспективе. Индексы ожидаемых изменений и в экономике, и в личном материальном положении поднялись в прошлом квартале на 5 п.п., до –10%, а относительно I квартала их прирост составил 17 и 16 п.п. соответственно.

Но заметно позитивнее стали оценки и текущего состояния. В экономике индекс произошедших изменений в минувшем квартале подскочил сразу на 11 п.п.
(до –42%) после 3 п.п. прироста кварталом раньше. Впервые после затяжного падения вырос индекс произошедших изменений в личном материальном положении — на 6 п.п., до –26%.

Наконец также впервые с начала экономического кризиса сразу на 8 п.п. (до –37%) поднялся индекс благоприятности условий для крупных покупок. Подрос на 6 п.п. (до –54%) и не идущий «в зачет» сводного показателя индекс благоприятности условий для сбережений.

Доля пессимистов в потребительском отношении среди россиян еще велика, но о том, что тенденция повернула в обратную сторону, говорит и такой факт. Обычно оптимистичнее на жизнь смотрит молодежь (по статистике 16—29 лет), но в прошлом квартале по приросту индекса потребительской уверенности «старики» ее обскакали: 4 и 8 п.п. соответственно.

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*, %

2009 г.

май

август

Россия

–32,0

–25,0

Австрия

–19,8

–7,4

Бельгия

–19,5

–10,4

Болгария

–48,3

–40,3

Великобритания

–20,8

–16,2

Венгрия

–63,9

–57,1

Германия

–32,4

–22,6

Греция

–50,0

–45,3

Дания

5,1

8,0

Испания

–25,1

–19,9

Италия

–23,9

–15,0

Кипр

–36,6

–38,2

Латвия

–38,7

–53,8

Литва

–49,6

–48,4

Люксембург

–15,4

–7,9

Мальта

–35,4

–30,1

Нидерланды

–13,5

–11,9

Польша

–27,8

–20,1

Португалия

–46,2

–31,4

Румыния

–44,4

–45,9

Словакия

–32,6

–27,4

Словения

–36,8

–34,3

Финляндия

6,4

8,2

Франция

–31,3

–32,1

Чехия

–13,8

–16,6

Швеция

0,4

11,8

Эстония

–28,1

–25,1

* Источник: По всем странам, кроме России, — электронная база данных Евростата