Компании, работающие на потребительский рынок, должны обнадежить данные Росстата о потребительских ожиданиях россиян в минувшем квартале. Потребительская уверенность граждан показала отчетливый рост. И хотя движут его прежде всего чаяния на краткосрочную перспективу, впервые после годового перерыва начал подниматься индекс благоприятности условий для крупных покупок.
Дна крутого падения, начавшегося в IV квартале прошлого года, индекс потребительской уверенности достиг в России в I квартале года нынешнего. Во второй декаде он прирос на скромные 3 п.п., до –32%, а в прошлом квартале показал более уверенный подъем на 7 п.п., до –25%.
Напомним, что индекс потребительской уверенности — показатель обобщающий, рассчитываемый как среднее значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в стране, аналогичных изменений в личном материальном положении и благоприятности условий для крупных покупок.
Рост итогового индекса, как и раньше, «подогревают» в первую очередь ожидания россиян в годовой перспективе. Индексы ожидаемых изменений и в экономике, и в личном материальном положении поднялись в прошлом квартале на 5 п.п., до –10%, а относительно I квартала их прирост составил 17 и 16 п.п. соответственно.
Но заметно позитивнее стали оценки и текущего состояния. В экономике индекс произошедших изменений в минувшем квартале подскочил сразу на 11 п.п.
(до –42%) после 3 п.п. прироста кварталом раньше. Впервые после затяжного падения вырос индекс произошедших изменений в личном материальном положении — на 6 п.п., до –26%.
Наконец также впервые с начала экономического кризиса сразу на 8 п.п. (до –37%) поднялся индекс благоприятности условий для крупных покупок. Подрос на 6 п.п. (до –54%) и не идущий «в зачет» сводного показателя индекс благоприятности условий для сбережений.
Доля пессимистов в потребительском отношении среди россиян еще велика, но о том, что тенденция повернула в обратную сторону, говорит и такой факт. Обычно оптимистичнее на жизнь смотрит молодежь (по статистике 16—29 лет), но в прошлом квартале по приросту индекса потребительской уверенности «старики» ее обскакали: 4 и 8 п.п. соответственно.
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*, %
2009 г. | ||
май |
август | |
Россия |
–32,0 |
–25,0 |
Австрия |
–19,8 |
–7,4 |
Бельгия |
–19,5 |
–10,4 |
Болгария |
–48,3 |
–40,3 |
Великобритания |
–20,8 |
–16,2 |
Венгрия |
–63,9 |
–57,1 |
Германия |
–32,4 |
–22,6 |
Греция |
–50,0 |
–45,3 |
Дания |
5,1 |
8,0 |
Испания |
–25,1 |
–19,9 |
Италия |
–23,9 |
–15,0 |
Кипр |
–36,6 |
–38,2 |
Латвия |
–38,7 |
–53,8 |
Литва |
–49,6 |
–48,4 |
Люксембург |
–15,4 |
–7,9 |
Мальта |
–35,4 |
–30,1 |
Нидерланды |
–13,5 |
–11,9 |
Польша |
–27,8 |
–20,1 |
Португалия |
–46,2 |
–31,4 |
Румыния |
–44,4 |
–45,9 |
Словакия |
–32,6 |
–27,4 |
Словения |
–36,8 |
–34,3 |
Финляндия |
6,4 |
8,2 |
Франция |
–31,3 |
–32,1 |
Чехия |
–13,8 |
–16,6 |
Швеция |
0,4 |
11,8 |
Эстония |
–28,1 |
–25,1 |
* Источник: По всем странам, кроме России, — электронная база данных Евростата